Версия для печати
Размер шрифта
+
Фото
Печать

1. В ст.46 Конституции Республики Беларусь закреплено право на благоприятную окружающую среду. Что означает это право? Когда можно считать, что оно нарушено?

Актуальные вопросы и ответы на них 23.08.2007 | 18:43

Действительно ст.46 Конституции Республики Беларусь закрепила право граждан на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст.14 Закона Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" право на благоприятную окружающую среду принадлежит гражданину от рождения и подлежит защите как личное неимущественное право, не связанное с имущественным, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Согласно ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь, отношения, связанные с осуществлением и защитой неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ, регулируются гражданским законодательством, поскольку иное не вытекает из существа этих отношений.

Важнейшим для определения возможностей и способов гражданско-правовой защиты права на благоприятную окружающую среду является раскрытие содержания неимущественного блага - "благоприятная окружающая среда", что возможно на основе анализа положений законодательства об охране окружающей среды. В соответствии со ст.1 Закона "Об охране окружающей среды" благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает экологическую безопасность, устойчивое функционирование естественных экологических систем, иных природных и природно-антропогенных объектов. Это такое состояние окружающей среды, которое создает защищенность жизни и здоровья граждан, естественной природной среды от угрозы вредного воздействия природного и техногенного характера. При этом под вредным воздействием понимается любое прямое либо косвенное влияние на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, а также, аварий, катастроф, стихийных бедствий, приводящее к причинению или угрозе причинения вреда природной среде, жизни или здоровью граждан.

Анализ законодательства об охране окружающей среды позволяет выделить комплекс критериев для определения благоприятного состояния окружающей среды:

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, лимитов на природопользование, а также иных нормативов в области охраны окружающей среды.

Кроме двух указанных ранее критериев для определения состояния окружающей среды как благоприятного, в литературе выделяют также дополнительный критерий - способность окружающей среды удовлетворять эстетические потребности человека, сохранять видовое разнообразие. Обеспечение указанного критерия в оценке окружающей среды как благоприятной осуществляется соблюдением режима особо охраняемых природных территорий, рекреационных зон и т.п.

Принимая во внимание данные критерии, следует признать, что нарушение права на благоприятную окружающую среду может иметь место не только в случае выявления факта причинения вреда жизни и здоровью гражданина в результате прямого либо косвенного влияния на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, а также, аварии, катастрофы, стихийного бедствия, но и в случае выявления угрозы причинения такого вреда. Кроме того, нарушение права на благоприятную окружающую среду может иметь место, если прямое либо косвенное влияние на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, а также, аварий, катастроф, стихийных бедствий привело к причинению или угрозе причинения вреда природной среде (почве, воде, атмосферному воздуху, растительному и животному миру). В свою очередь, на наш взгляд, угроза причинения вреда жизни и здоровью гражданина и природной среде имеет место в случае нерационального использования природных ресурсов, нарушения положений законодательства, регулирующего отношения в области охраны окружающей среды, в том числе технических нормативных правовых актов, установленных в данной области отношений.

Гражданско-правовая защита права на благоприятную окружающую среду может, в частности, осуществляться с использованием таких способов защиты, как признание права, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления; возмещение убытков; компенсация морального вреда; иных способов, предусмотренных гражданским законодательством, например, таких, как приостановление либо прекращение деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом в соответствии со ст.934 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
https://minpriroda.gov.by/ru/Public_Reception_FAQ-ru/view/1-v-st46-konstitutsii-respubliki-belarus-zakrepleno-pravo-na-blagoprijatnuju-okruzhajuschuju-sredu-chto-oznachae-88/
© Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, 2024
Разработка и поддержка сайта БЕЛТА