Версия для печати
Размер шрифта
+
Фото
Печать

28. Скажите, могут ли каким-то образом граждане участвовать в процессе планирования развития территории района, города, например, в процессе разработки и принятия Генерального плана развития города?

Актуальные вопросы и ответы на них 23.08.2007 | 17:57

В соответствии со статье 7 Орхусской конвенции, государственные органы обязаны предусмотреть надлежащие практические и/или иные меры по участию общественности в подготовке связанных с окружающей средой планов и программ в рамках прозрачной и справедливой процедуры, при условии предоставления общественности всей необходимой информации.

Говоря о планах и программах, связанных с окружающей средой, Конвенция никоим образом не ограничивает приведенное выше обязательство только планами и программами по охране окружающей среды. Само выражение "связанных с" предполагает, что данная обязанность проявляется в более широком смысле и касается подготовки любых планов и программ, которые могут каким-то образом отразиться на окружающей среде. Иными словами, при том, что статья 7 относится к подготовке планов экологических мероприятий и других экологических программ, она также касается и таких стратегических решений как: планы регионального развития, планы застройки, планы землепользования, программы развития транспортной и энергетической сети, а также многих других отраслевых стратегических решений в таких сферах как транспорт, энергетика, тяжелая и легкая промышленность, водные ресурсы, охрана здоровья и санитария и т.п. на всех уровнях власти.

С точки зрения законодательства Республики Беларусь актуальны такие наименования планов и программ:

Очевидно, что в данном ряду указаны и те документы, которыми вы интересуетесь.

Конвенция ориентирует государственные органы на соблюдение в этом процессе следующих принципов, закрепленных в пунктах 3, 4 и 8 статьи 6 Орхусской конвенции.

Государственный орган обязан:

  1. привлекать общественность уже на самых ранних этапах процесса планирования,
  2. предоставлять общественности достаточного времени для информирования о процессе планирования,
  3. определять "разумные сроки" осуществления различных этапов планирования,
  4. использовать "прозрачные" и понятные процедур участия общественности в процессе планирования посредством организации и проведения общественных слушаний, предоставления возможности для общественности формулировать в письменной форме замечания, касающиеся процесса планирования и планируемой деятельности.

С точки зрения указанных положений Орхусской конвенции, процесс планирования должен быть публичным с тем, чтобы обеспечить своевременный доступ заинтересованных лиц к информации и предоставить им возможность защищать свои интересы.

Законодательство Республики Беларусь в достаточно общем виде регулирует процесс участия общественности в решении вопросов, касающихся планов и программ.

Так, в соответствии со ст. 15 закона "Об охране окружающей среды" общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, участвовать в разработке проектов государственных (республиканских, отраслевых, местных и иных) программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и способствовать их выполнению. Подобная норма о праве граждан, общественных объединений на участие в рассмотрении затрагивающих их интересы вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, изъятием, использованием, охраной, защитой государственного лесного фонда и воспроизводством лесов, содержится в статье 7 Кодекса о земле и статье 14 Лесного кодекса от 14 июля 2000г. При этом, Кодекс о земле декларирует, что решения исполнительных и распорядительных органов, связанные с изъятием и предоставлением земельных участков и затрагивающие интересы граждан, должны приниматься с учетом общественного мнения, учет которого, в частности, может быть осуществлен посредством проведения собраний граждан и референдума. Однако более детальное правовое регулирование участия общественности в процессах планирования, в том числе в процессе планирования развития территорий, в Республике Беларусь отсутствует в настоящее время, что вряд ли можно признать оптимальным для государства - стороны Конвенции.

В то же время это совсем не означает, что использовать положения конвенции нельзя. Как мы неоднократно подчеркивали в ответах на другие вопросы, Орхусская конвенция является частью белорусского законодательства и ее положения обязательны к исполнению всеми правоприменителями, в том числе государственными органами.

В этой связи наш совет таков, если вы узнали о каких-то планах, которые предполагается реализовывать, следует обратиться в государственный орган с обращением, в котором указать, что вы или ваша организация, группа лиц желает участвовать в процессе подготовки плана, сославшись на упомянутые положения Орхусской конвенции. Не лишним в этом письме будет упомянуть, что привлечение общественности в этот процесс планирования является не правом, а обязанностью государственного органа. Соответственно, не выполнение такой обязанности расценивается правом как противоправное бездействие, за которым может последовать ответственность конкретных должностных лиц - руководителей данных государственных органов.

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
https://minpriroda.gov.by/ru/Public_Reception_FAQ-ru/view/28-skazhite-mogut-li-kakim-to-obrazom-grazhdane-uchastvovat-v-protsesse-planirovanija-razvitija-territorii-rajon-61/
© Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, 2024
Разработка и поддержка сайта БЕЛТА