Главная/ Орхусский центр/ Актуальные вопросы и ответы на них

11. Что такое информация о чрезвычайных экологических ситуациях?

23.08.2007

При возникновении чрезвычайных экологических ситуаций в соответствии с положениями Орхусской конвенции государственные органы обязаны:

  • действовать быстро, чтобы иметь возможность спасти жизни людей или предотвратить ущерб здоровью людей и окружающей среде,
  • предоставить информацию тем представителям общественности, которых может затронуть данная ситуация, немедленно и без задержек,
  • предоставить всю информацию, которая может дать людям возможность принять превентивные меры или уменьшить ущерб, связанный с существующей угрозой.

Такая информация, в частности, может содержать рекомендации по мерам безопасности, прогноз процесса развития чрезвычайной экологической ситуации, результаты исследования, отчеты о мерах по ликвидации последствий угрозы или о превентивных мерах и т.п.

Конвенция определяет минимальное требование о том, что такая информация о чрезвычайных экологических ситуациях должна быть предоставлена, по крайней мере, тем представителям общественности, которых данная ситуация может затронуть. Вместе с тем, государственные органы могут распространять эту информацию настолько широко, насколько сочтут нужным. Кроме того, объем распространяемой ими информации может быть больше, чем указано выше.

Так, в Республике Беларусь понятие "информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" сформулировано в ст. 8 Закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". К данной информации относятся сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях. Порядок сбора и обмена такой информацией определен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2001 г. "О Порядке сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обмена этой информацией". Информация о чрезвычайных ситуациях должна представляться в органы повседневного управления по чрезвычайным ситуациям в определенные сроки, например, об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций - в течение 30 минут с момента получения прогноза; о возникших чрезвычайных ситуациях - устно (по телефону) незамедлительно, письменно (по факсу) о причинах возникновения, масштабах распространения и пострадавших при получении соответствующих сведений; о ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера - письменно каждые два часа и т.д. Закон Республики Беларусь "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закрепляет обязанность органов Министерства по чрезвычайным ситуациям и местных исполнительных и распорядительных органов "оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о приемах и способах защиты населения от них".

В соответствии с Законом Республики Беларусь "О промышленной безопасности опасных промышленных объектов" республиканский орган государственного управления в области промышленной безопасности, другие республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы и организации обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии промышленной безопасности. А согласно с.34 Закона Республики Беларусь "О питьевом водоснабжении" собственники систем питьевого водоснабжения, предприятий питьевого водоснабжения и органов государственного санитарного надзора обязаны незамедлительно проинформировать потребителей питьевой воды в случаях выявления несоответствия качества питьевой воды нормативным требованиям, что может повлечь угрозу здоровью физических лиц.

Версия для печати