Главная/ Орхусский центр/ Актуальные вопросы и ответы на них

25. Возле нашего поселка хотят разместить свалку, как нам сказали, полигон твердых бытовых отходов. Многие люди против этого проекта, и мы хотим донести мнение общественности до власти. Слышали, что мы имеем право проводить общественные слушания по этому вопросу. Так ли это?

23.08.2007

В соответствии с Инструкцией о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) хозяйственной и иной деятельности, утвержденной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17 июня 2005г. (далее по тексту - Инструкция) при заинтересованности граждан и общественных объединений в принятии участия в подготовке материалов ОВОС Заказчик представляет заинтересованным гражданам и общественным объединениям необходимую информацию и обеспечивает их участие в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Размещение отходов производства и потребления (в том числе, полигонов твердых бытовых отходов) входит в Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, для которых оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности проводится в обязательном порядке.

Целью общественных слушаний в соответствии с инструкцией Минприроды является: информирование общественности о проекте планируемой хозяйственной деятельности или разрабатываемых проектных предложениях; выявление и фиксация всевозможных неблагоприятных последствий реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности; поиск взаимоприемлемых альтернатив, позволяющих предотвратить неблагоприятные последствия осуществления проекта планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Общественные слушания организуются и проводятся либо на республиканском уровне (когда преимущества и издержки реализации принимаемого решения носят общегосударственный характер), либо на местном уровне (когда преимущества и издержки реализации принимаемого решения носят региональный характер).

Вместе с тем, следует отметить, что в соответствии с Инструкцией общественные слушания проводятся путем публикации в средствах массовой информации проектных и иных предложений о планируемой хозяйственной деятельности или их обсуждении на собраниях граждан и общественных объединений.

Результаты общественных слушаний оформляются в виде протокола согласования с общественностью.

Указанная формулировки Инструкции не в полной мере соответствуют положениям Конвенции, так как публикация информации в средствах массовой информации не может быть признана эффективным методом участия общественности. В этом случае не возможно установить обратную связь и оперативно учесть предложения и мнения общественности.

В соответствии со статьей 6 Орхусской конвенцией государство обязано обеспечить заинтересованной общественности участвовать в "публичных слушаниях" по вопросу осуществления видов деятельности, указанных в Приложении 1 к конвенции, в том числе свалок, на которые поступает более 10 т отходов в день, или с общей емкостью, превышающей 25 000 т, исключая свалки инертных отходов.

Таким образом, вы имеете право организовать и провести общественные слушания по данному вопросу. Проведение таких слушаний должно быть основано на положениях Закона "О республиканских и местных собраниях Республики Беларусь".

Кроме того, следует учитывать, что в соответствии со статьей 6 Орхусской конвенции государство в лице государственных органов обязано обеспечить заинтересованным кругам общественности бесплатный доступ ко всей информации, относящейся к процессу принятия решений, упоминаемому в этой статье (за исключением информации, относящейся к конфиденциальной). Соответствующая информация должна, по крайней мере, включать:

а) описание промышленного объекта и физических и технических характеристик предлагаемой деятельности, включая оценку предполагаемых остатков и выбросов;

b) описание значительного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду;

с) описание мер, предусмотренных для предотвращения и/или уменьшения воздействия, включая выбросы;

d) нетехническое резюме вышеуказанного;

е) план основных альтернатив, рассмотренных подателем заявки.

Процедуры участия общественности позволяют ей представлять в письменной форме или, в необходимых случаях, в ходе публичного слушания или рассмотрения вопроса с участием подателя заявки любые замечания, информацию, анализ или мнения, которые, как она считает, имеют отношение к планируемой деятельности. Государство обеспечивает, чтобы в соответствующем решении надлежащим образом были отражены результаты участия общественности.

Версия для печати