Главная/ Орхусский центр/ Актуальные вопросы и ответы на них

26. Что такое «общественная экологическая экспертиза»?

23.08.2007

Нормы о проведении общественной экологической экспертизы закреплены в Законе Республики Беларусь "Об охране окружающей среды". В частности, ст. 28 определила, что общественная экологическая экспертиза осуществляется независимыми группами специалистов по инициативе общественных организаций, Советов народных организаций и граждан за счет их собственных средств или на общественных началах.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от государственной экологической экспертизы.

В соответствии с Законом "заключения общественной экологической экспертизы учитываются органами, осуществляющими государственную экологическую экспертизу", однако обязательного характера для государственных органов данное заключение не носит.

В Законе закреплено право общественных объединений принять участие в проведении государственной экологической экспертизы по размещению, проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию экологически опасных объектов и на проведение общественной экологической экспертизы.

Цели и принципы проведения общественной экологической экспертизы аналогичны целям и принципам государственной экологической экспертизы: определение уровня экологической опасности осуществления хозяйственной и иной деятельности, оценка соответствия планируемой, проектируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям природоохранного законодательства, определение достаточности и обоснованности предусматриваемых проектом мер по охране окружающей среды.

В белорусском законодательстве порядок проведения и организации общественной экологической экспертизы детально не определен. Однако возможность использования в современных условиях таких приемов как аналогия закона и аналогия права позволяет сформулировать отдельные рекомендации по проведению общественной экологической экспертизы.

Важно понять, почему общественная экологическая экспертиза иногда может быть воспринята как альтернатива государственной. К сожалению, при реализации отдельных проектов, строительстве объектов хозяйственного назначения (предприятий, полигонов отходов, станций технического обслуживания и ремонта автомобилей, супермаркетов и т.д.) нормы экологического законодательства игнорируются в угоду экономической, хозяйственной целесообразности. В этом случае может возникнуть ситуация, когда положительное заключение государственной экологической экспертизы не гарантирует достаточного уровня экологической безопасности объекта.

Возможен и другой вариант. Положительное заключение государственной экологической экспертизы подготовлено после глубокого анализа документов и экологической обстановки территории, на которой предполагается реализация проекта. Однако в ходе самой реализации допускаются грубые нарушения экологического законодательства и положений проекта, которые не выявлены соответствующими органами государственного контроля.

В обоих случаях проведение общественной экологической экспертизы может стать достаточно действенным средством предотвращения экологического вреда от реализации опасных проектов.

Общественную экологическую экспертизу организуют на основе следующих принципов:

  • общественную экологическую экспертизу может проводить общественное объединение (осуществляет поиск экспертов, координацию их деятельности, подготовку итогового документа, уведомляет государственные органы (органы власти и управления) о проведении экспертизы и представляет им итоговый документ, обращается с ходатайствами о предоставлении необходимых для проведения экспертизы документов);
  • общественная экологическая экспертиза проводится независимыми экспертами на добровольной основе за счет их собственных средств (средств общественных объединений) или на общественных началах;
  • сроки проведения общественной экологической экспертизы не оговорены законом. Очевидно, что эффективность заключения общественной экологической экспертизы будет тем выше, чем быстрее, раньше (до начала строительства объекта, реализации проекта) она будет проведена. Поскольку предотвратить строительство легче (читай, дешевле с экономической точки зрения), чем разрушать уже построенное;
  • заключение общественной экологической экспертизы должно содержать анализ уровня экологической опасности объекта (проекта, местности), оценку соответствия планируемой, проектируемой деятельности требованиям законодательства. Вот почему важно привлекать к этой сложной работе не только специалистов экологов, медиков, гидрогеологов, физиков, но и юристов;
  • заключение общественной экологической экспертизы следует представить органам, осуществляющим государственный контроль в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Как было сказано ранее, согласно закону заключения общественной экологической экспертизы учитываются органами, осуществляющими государственную экспертизу. Но даже в том случае, если по каким-либо причинам это не будет учтено, заключение общественной экологической экспертизы может послужить весомым основанием для обжалования заключения государственной экологической экспертизы в судебном порядке.
  • в любом случае заключение общественной экологической экспертизы, представленное должностному лицу либо в соответствующий орган, рассматривается как обращение граждан, и заявитель (группа заявителей) имеет право получить ответ в установленный законом срок, а орган либо должностное лицо, обязаны дать мотивированный ответ на это обращение.
Версия для печати