Главная/ Актуальные вопросы и ответы на них

37. В какой суд следует обращаться при подаче иска или жалобы?

23.08.2007

Судебная власть в Республике Беларусь осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь, в частности Конституционным судом.

К общим судам в Республике Беларусь относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды.

К хозяйственным судам относятся: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов.

В соответствии со ст.37 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин, и данный спор возник из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, спор подведомствен суду общей юрисдикции. Если истцом и ответчиком являются юридические лица и спор носит характер хозяйственного спора (например, спор о возмещении убытков), то он согласно ст.4, 27 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь рассматривается хозяйственным судом. В случаях, когда в законодательном акте подведомственность определена альтернативно (суду или хозяйственному суду) либо когда имеется указание о рассмотрении требования в судебном порядке, следует исходить из субъектного состава участников (граждане или юридические лица) и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом. Так, если общественное объединение обращается в суд и представляет интересы других лиц-граждан, которым причинен вред в результате нарушения права на благоприятную окружающую среду, исковое заявление должно быть направлено в суд общей юрисдикции, если общественное объединение защищает свои собственные интересы как юридическое лицо в деле о защите права на экологическую информацию и ответчиком является юридическое лицо, то данный вопрос также может разрешаться общим судом исходя из характера отношений.

По общему правилу, исковое заявление и жалоба подается в суд по месту жительства, либо по месту нахождения юридического лица-ответчика. Юридический адрес нахождения юридического лица указывается в уставе или ином учредительном документе. Эта информация также имеется и в регистрирующем государственном органе. Из этого общего правила есть ряд исключений.

В частности, иск к ответчику, место жительства которого неизвестно либо который не имеет места жительства в Республике Беларусь, может быть предъявлен по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту его жительства в Республике Беларусь. Иск о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина может предъявляться истцом также по месту его жительства или по месту причинения вреда. Иск о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу, также может предъявляться по месту причинения вреда (ст.47 Гражданского процессуального кодекса). Иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или по месту нахождения одного из ответчиков. Иск к ответчику, который является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем Республики Беларусь и находится на территории другого государства, может быть предъявлен по месту нахождения истца или имущества ответчика (ст. 31 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь).

Полномочия суда первой инстанции (районного суда общей юрисдикции или областного (Минского городского) хозяйственного суда) заключаются в праве на рассмотрение дела и вынесение решения или иного постановления по существу дела. Вышестоящие суды, как правило, рассматривают дела в случае обжалования - в кассационном порядке, в порядке надзора, в случае пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Поэтому первоначально заявление подается соответственно в районный суд общей юрисдикции или в областной (Минский городской) хозяйственный суд.

Конституционный Суд не рассматривает иски и жалобы по существу, он рассматривает дела и дает заключения о соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь; соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам; соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь; соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Конституционный Суд рассматривает вопросы на основании соответствующих предложений инициаторов. Предложения о проверке конституционности акта вправе внести в Конституционный Суд Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь.

Другие государственные органы, общественные объединения, а также граждане могут выступать с соответствующей инициативой перед органами и лицами, обладающими правом на внесение предложений о проверке конституционности акта.

Версия для печати Все новости