Главная/ Актуальные вопросы и ответы на них

42. Слышал, что граждане Республики Беларусь с недавнего времени имеют право участвовать в градостроительном планировании развития территорий, в том числе населенных пунктов. Что это означает и существуют ли какие-либо процедуры, установленные в нормативных актах?

23.08.2007

Данное право закреплено статьей 4 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004г "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности". Физические лица имеют право на благоприятную среду обитания при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды обитания и ее предполагаемых изменениях, если иное не установлено в соответствии с законодательными актами.

Реализация права физических лиц на благоприятную среду обитания предусматривает их участие в:

  • градостроительном планировании развития территорий, в том числе населенных пунктов;
  • осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
  • проведении общественного контроля в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
  • иных мероприятиях в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Решения местных Советов депутатов по вопросам планировки, застройки и благоустройства населенных пунктов, жилищного строительства принимаются, как правило, после обсуждения их населением.

Государственные органы, юридические лица, должностные лица обязаны предоставить физическому лицу возможность ознакомиться с информацией по вопросам, затрагивающим его права и законные интересы при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Инвестор, подрядчик обязаны в случаях, определенных законодательством, в доступном для обозрения месте разместить информацию о строящемся (реконструируемом) объекте с указанием его заказчика, застройщика, подрядчика, сроков начала и окончания строительства (реконструкции) и иную информацию.

Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, органы государственного строительного надзора осуществляют информирование физических и юридических лиц об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности через средства массовой информации, а также путем обеспечения регламентируемого доступа к данным градостроительного кадастра, проведения общественного обсуждения градостроительных проектов, организации экспозиций, выставок и осуществления иных мероприятий.

Физические и юридические лица до утверждения градостроительной документации имеют право вносить предложения, участвовать в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности, проводить профессиональные независимые экспертизы градостроительной документации за счет собственных средств. В случае проведения профессиональных независимых экспертиз градостроительной документации заключение органа государственной экспертизы дается после получения заключений профессиональных независимых экспертиз. При этом проведение профессиональных независимых экспертиз градостроительной документации не влечет за собой увеличения сроков ее согласования и утверждения.

В развитие закона Решением Мингорисполкома 20 апреля 2006 г. N 718 утверждена Инструкция о порядке организации и проведения общественного обсуждения градостроительных проектов, вопросов благоустройства, жилищного и иного строительства в г. Минске (далее по тексту - Инструкция).

В соответствии с Инструкцией проводится общественное обсуждение:

  • градостроительных проектов генерального плана г. Минска, реконструкции и регенерации территорий историко-культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, детального планирования реконструкции территорий существующей жилой застройки (далее - градостроительные проекты);
  • программ благоустройства, жилищного и иного строительства (далее - программы).

Участие в общественном обсуждении градостроительных проектов и программ могут принимать физические лица, постоянно и преимущественно проживающие на территории г.Минска (их объединения), а также юридические лица, находящиеся на указанной территории (далее - участники общественного обсуждения).

По поручению Минского городского исполнительного комитета (далее - Мингорисполком) может проводиться общественное обсуждение проектов строительства (реконструкции) объектов в случае, когда для строительства (реконструкции) таких объектов не требуется разработка градостроительных проектов, в порядке, определенном настоящей Инструкцией.

Организаторами общественного обсуждения (далее - организатор) выступают:

  • администрации районов города Минска:
    • по градостроительным проектам детального планирования реконструкции существующей жилой застройки;
    • по районным программам жилищного и иного строительства;
  • комитеты, управления Мингорисполкома, организации коммунальной собственности г.Минска:
    • по проектам генерального плана г.Минска, реконструкции и регенерации территорий историко-культурного наследия; особо охраняемых природных территорий;
    • по городским программам благоустройства, жилищного и иного строительства.

Общественное обсуждение программ осуществляется до утверждения их в установленном порядке.

Общественное обсуждение программ проводится путем их опубликования в печатных и электронных (на сайте организатора) средствах массовой информации (далее - СМИ) и подачи участниками общественного обсуждения замечаний и предложений на почтовый или электронный адрес организатора.

Продолжительность общественного обсуждения программ составляет 15 календарных дней с момента их опубликования в СМИ.

Вместе с текстом программы публикация должна содержать следующую информацию:

  • порядок и сроки проведения общественного обсуждения;
  • адрес и номер контактного телефона представителя организатора.

Общественное обсуждение градостроительных проектов осуществляется до проведения государственной вневедомственной экспертизы.

Общественное обсуждение градостроительных проектов проводится путем их экспозиции в помещениях, доступных для общественного посещения.

В состав экспозиции выносимых на общественное обсуждение градостроительных проектов включаются графические и текстовые материалы обосновывающей и утверждаемой части проектов, за исключением сведений, отнесенных в соответствии с законодательством к государственным секретам.

Продолжительность экспозиции выставляемых на общественное обсуждение градостроительных проектов должна составлять не менее 10 календарных дней.

Продолжительность общественного обсуждения градостроительных проектов составляет 15 календарных дней с момента открытия экспозиции.

Извещение (объявление) о проведении общественного обсуждения градостроительных проектов публикуется в республиканских и городских СМИ.

Извещение (объявление) о проведении общественного обсуждения градостроительных проектов публикуется в СМИ не менее чем за 10 дней до начала проведения общественного обсуждения.

Извещение о проведении общественного обсуждения градостроительных проектов содержит следующую информацию:

  • наименование градостроительного проекта, выносимого на общественное обсуждение;
  • порядок и сроки проведения общественного обсуждения;
  • дату, место и время проведения представления участникам общественного обсуждения;
  • адрес и номер контактного телефона представителя организатора.

Организатор выполняет следующие основные функции:

  • осуществляет подготовку и публикацию в СМИ извещения об общественном обсуждении градостроительного проекта или публикацию программы, а также сведений о результатах общественного обсуждения;
  • создает рабочую группу по проведению общественного обсуждения (далее - рабочая группа) и руководит ее работой;
  • осуществляет техническое и финансовое обеспечение общественного обсуждения градостроительного проекта и программы (далее - общественное обсуждение);
  • осуществляет регистрацию письменных замечаний и предложений, поступающих от участников общественного обсуждения;
  • выполняет иные функции, связанные с организацией и проведением общественного обсуждения.

В состав рабочей группы включаются представители:

  • организатора;
  • заказчика градостроительного проекта (далее - заказчик);
  • Минского городского Совета депутатов;
  • заинтересованных комитетов, управлений, отделов Мингорисполкома;
  • разработчика выносимого на общественное обсуждение градостроительного проекта, программы;
  • участников общественного обсуждения с их согласия.

Рабочая группа:

  • принимает участие в представлении участникам общественного обсуждения градостроительного проекта;
  • рассматривает письменные замечания и предложения участников общественного обсуждения;
  • оформляет результаты общественного обсуждения в виде протокола.

Заказчик выполняет следующие основные функции:

  • осуществляет изготовление и монтаж (демонтаж) экспозиционных материалов, выносимых на общественное обсуждение.

Организация и проведение общественного обсуждения финансируются за счет средств организатора и заказчика в соответствии с их функциями.

Замечания и предложения, поступившие от участников общественного обсуждения, в 10-дневный срок после завершения общественного обсуждения рассматриваются рабочей группой. По результатам рассмотрения оформляется протокол. Градостроительный проект вместе с протоколом в 15-дневный срок передается на обязательные государственные вневедомственные экспертизы, а программы в 15-дневный срок - на утверждение в установленном порядке.

В протоколе общественного обсуждения отражаются следующие вопросы:

  • наименование градостроительного проекта, программы;
  • дата оформления протокола;
  • количество рассмотренных замечаний и предложений участников общественного обсуждения;
  • перечень замечаний и предложений, которые необходимо направить на рассмотрение обязательных государственных вневедомственных экспертиз вместе с градостроительным проектом;
  • выводы и предложения по результатам анализа письменных замечаний и предложений.

Протокол общественного обсуждения подписывается членами рабочей группы и утверждается организатором. В случае несогласия с выводами и предложениями протокола общественного обсуждения члены рабочей группы вправе при подписании вносить в протокол особое мнение.

Участники общественного обсуждения имеют право проводить профессиональные независимые экспертизы выставленного на общественное обсуждение градостроительного проекта за счет собственных средств. Результаты профессиональной независимой экспертизы направляются в орган государственной вневедомственной экспертизы. При этом проведение профессиональной независимой экспертизы градостроительного проекта не влечет за собой увеличения сроков его согласования, государственной экспертизы и утверждения.

Внесение изменений в градостроительный проект, программу по результатам общественного обсуждения может осуществляться по заключению государственных вневедомственных экспертиз за счет средств:

  • разработчика градостроительного проекта, программы, если изменения связаны с несоответствием проектных решений обязательным требованиям законодательства;
  • заказчика градостроительного проекта, программы, если изменения вносятся не по вине разработчика градостроительного проекта.

Замечания и предложения участников общественного обсуждения градостроительных проектов по недопущению относительного снижения комфортности проживания в пределах требований технических нормативных правовых актов, не обоснованные объективными факторами (изменение сложившейся архитектурно-ландшафтной композиции, увеличение плотности застройки в пределах действующих нормативов, сокращение времени инсоляции жилища в пределах нормируемого времени инсоляции), не могут служить основанием для внесения изменений и дополнений в градостроительный проект.

Градостроительные проекты и программы утверждаются в установленном законодательством порядке. Орган, осуществляющий подготовку проектов решений об утверждении градостроительных проектов и программ, прилагает к ним справку о результатах общественного обсуждения.

Информация об утверждении градостроительных проектов, программ публикуется в официальных республиканских и городских средствах массовой информации.

При наличии утвержденных в установленном порядке градостроительных проектов разработанные в соответствии с ними архитектурные и строительные проекты на общественное обсуждение не выносятся.

Инвестор, подрядчик осуществляет информирование населения о планируемом строительстве (реконструкции) объекта в соответствии с утвержденным градостроительным проектом путем размещения в доступном для обозрения месте на участке строительства (реконструкции) информации об объекте с указанием его заказчика (застройщика), подрядчика, сроков начала и окончания строительства (реконструкции), функционального назначения и иной информации.

Споры, возникающие при проведении общественных обсуждений градостроительных проектов, программ, а также по их результатам, рассматриваются в установленном законодательством порядке.

Версия для печати Все новости