Меню

Зарубежные и международные организации

Общие сведения

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды ведет активное сотрудничество с рядом международных, финансовых организаций, а также государственных агентств по охране окружающей среды среди которых:

Всемирный Банк

Всемирный банк - крупнейший в мире источник оказания помощи на цели развития. Ежегодно он предоставляет странам-клиентам займы на общую сумму около $30 млрд. Банк использует свои финансовые ресурсы, высококвалифицированный персонал и обширную базу знаний для того, чтобы оказывать индивидуальную помощь развивающимся странам и странам с переходной экономикой в их усилиях стать на путь стабильного, устойчивого и равноправного роста. Основное внимание уделяется помощи наиболее нуждающимся группам населения и наиболее нуждающимся странам, однако применительно ко всем своим клиентам Банк подчеркивает необходимость:

  • инвестирования в развитие людских ресурсов, в частности, посредством предоставления базовой медико-санитарной помощи и базового образования;
  • защиты окружающей среды;
  • поддержки и поощрения развития частного предпринимательства;
  • совершенствования институциональных возможностей правительств в области оказания качественных услуг на эффективной и прозрачной основе;
  • продвижения реформ с целью создания стабильной макроэкономической среды, благоприятной для инвестирования и долгосрочного планирования;
  • концентрации усилий на ключевых элементах деятельности по повышению уровня жизни населения: социальном развитии, включении в социальную жизнь, общем руководстве и формировании соответствующих институтов.

Всемирный банк также помогает странам укреплять и поддерживать базовые условия, необходимые им для привлечения и сохранения притока частных инвестиций. Он существует более пятидесяти лет и не только влияет на мировую экономическую систему, но и совершенствует стратегию своей деятельности с тем, чтобы в полной мере соответствовать уровню решаемых задач, новым условиям и потребностям клиентов.

Глобальный финансовый кризис подтвердил необходимость целостного, долгосрочного и стратегического подхода к развитию, основанного на самостоятельной роли страны и партнерстве с ней. Всемирный банк определил три приоритетных направления своей деятельности:

  • проведение предупредительных мер - помощь правительствам в определении долгосрочной стратегии, постановке первоочередных задач развития и создании здоровых институциональных структур;
  • оперативное реагирование - быстрые и решительные меры в случае возникновения кризисов;
  • совершенствование мер социальной защиты - поддержка малообеспеченных в период проведения реформ.

Среди глобальных проблем, которые представляют особую опасность для человечества и государств, и которые являются предметом совместной деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Всемирного Банка на протяжении вот уже 10 лет с Всемирным Банком, можно выделить нерациональное использование природных ресурсов, загрязнение атмосферного воздуха, воды, изменение климата, истощение и деградация почв, лесов, сокращение биоразнообразия и потребление озоноразрушающих веществ.

В течение этих лет были задействованы практически все каналы получения финансовой помощи - от институционального и реабилитационного займов, до грантовой помощи, - с помощью которой был реализован ряд совместных проектов в области:

  • охраны биоразнообразия лесов Беловежской пущи
  • вывода из обращения озоноразрушающих веществ
  • развития лесного хозяйства
  • укрепления институционального потенциала в области обеспечения соблюдения экологического законодательства
  • изменения климата (подготовка первого национального сообщения)

Экспертами Всемирного Банка были подготовлены два основополагающих исследования «Обзор стратегии Республики Беларусь в области охраны окружающей среды» в 1993 и 2001 годах. В обзоре анализируется взаимосвязь основных макроэкономических тенденций и экологических аспектов развития, дается характеристика системы управления в области охраны окружающей среды, приводится всесторонний анализ экологических аспектов эффективности потребления энергии и положение дел в секторе водоснабжения и канализации, рассматриваются вопросы управления природными ресурсами, особенно в контексте сельского и лесного хозяйства, а также биоразнообразия. Особое внимание в обзоре уделено изучению экологических последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также возможным мерам по уменьшению степени продолжающегося воздействия радиоактивного загрязнения.

В марте 2002 года на основании проведенных встреч и переговоров между Всемирным Банком подписан и Министерством природы и охраны окружающей среды РБ был подписан Протокол о намерениях в области охраны окружающей среды.

Стороны Протокола согласились, что совместные усилия будут направлены на содействие в создании благоприятных условий для устойчивого развития, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды по следующим основным приоритетным направлениям:

  • Обращение с отходами;
  • Охрана вод, водоснабжение и водоочистка;
  • Сохранение климата и защита атмосферного воздуха;
  • Обращение со стойкими органическими загрязнителями;
  • Ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • Экономическое регулирование природоохранной деятельности;
  • Рациональное использование и охрана природы в регионе Полесья.

Европейская Экономическая Комиссия Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН)

Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) - постоянный межправительственный орган ООН, призванный содействовать экономическому развитию и сотрудничеству европейских стран и повышению уровня жизни их населения в таких приоритетных областях, как окружающая среда; транспорт; улучшение условий торговли, промышленности и предпринимательства; статистика; экономический анализ; энергетика; лесоматериалы; населенные пункты.

В области охраны окружающей среды ЕЭК ООН организует регулярные межправительственные встречи и заседания рабочих групп в рамках деятельности Комитета по экологической политике, Комитета по человеческим поселениям и руководящих органов природоохранных конвенций ЕЭК ООН, которые включают:

  • Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и протоколы к ней;
  • Конвенцию о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды;
  • Хельсинскую конвенцию по охране и рациональному использованию трансграничных водотоков и международных озер;
  • Конвенцию об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;
  • Конвенцию о трансграничном воздействии промышленных аварий.

Республика Беларусь является стороной Конвенции ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и протоколов к ней, Орхусской Конвенции ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, Хельсинской конвенции по охране и рациональному использованию трансграничных водотоков и международных озер. Кроме того, в 1991 году Республикой Беларусь подписана Конвенция ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. В 2004 году будет рассматриваться целесообразность присоединения к последней указанной Конвенции, а также к Протоколу о регистре выбросов и переноса загрязнителей к Орхусской конвенции.

Одним из основных направлений сотрудничества Минприроды с ЕЭК ООН в 2002 году были сбор и подготовка данных для включения в проект Киевского доклада к Пятой Пан-Европейской Конференции министров окружающей среды «Окружающая среда для Европы», которая состоялась в мае 2003 года в Киеве. В Конференции приняла участие делегация Республики Беларусь, в состав которой вошли представители Минприроды, Национального Собрания и др.

Процесс "Окружающая среда для Европы" является одной из наиболее важных инициатив в области охраны окружающей среды в Европе. В рамках этого процесса обсуждаются такие вопросы, как охрана биологического разнообразия, обеспечение устойчивого развития, гармонизация природоохранных и политических процессов на континенте, применение интегрированного подхода к внедрению природоохранных мероприятий во всех секторах общественной деятельности, доступ общественности к экологической информации и др. Кроме того, процесс «Окружающая среда для Европы» является основой для развития стратегических партнерств между странами Европейского региона и позволяет вырабатывать такие политические решения, которые способствуют улучшению состояния окружающей среды во всех странах региона.

Началом процесса «Окружающая среда для Европы» стала первая Пан-Европейская Конференция министров окружающей среды, которая прошла в 1991 году в Добрише (Чехия). Основной целью первой Конференции было создание нового Европейского экономического пространства для объединения Европейских стран после жесткого разделения Европы на Восток и Запад.

С этого времени основным событием, на котором принимаются решения относительно будущих направлений развития процесса «Окружающая среда для Европы», стала Пан-Европейская конференция министров. В ходе прошедших четырех Конференций (Добриш, 1991 г., Люцерна, 1993г., София, 1995г. и Орхус, 1998 г.) Европейскими странами были одобрены такие значимые инициативы, как Программа действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы (ПДООС), Конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская Конвенция), Общеевропейская стратегия защиты ландшафтного и биологического разнообразия.

Минприроды принимает активное участие в работе целого ряда рабочих групп:

  • Специальной Рабочей Группы по экологическому мониторингу
  • Рабочей группе старших должностных лиц
  • Рабочей группе Сторон Орхусской Конвенции
  • Целевой группе по доступу к правосудию
  • Рабочей группе по электронным средствам массовой информации и др.

Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР)

Организации экономического сотрудничества и развития давали разные определения. Ее называли научным центром, контролирующим органом, клубом богатых стран, практическим университетом. Все эти определения отчасти верны, однако, ни одно из них не отражает полностью сути ОЭСР.

ОЭСР – это организация, объединяющая 29 стран, которая, прежде всего? является форумом, в рамках которого правительства стран-членов имеют возможность обсуждать, разрабатывать и совершенствовать экономическую и социальную политику. В его рамках они обмениваются опытом, ищут способы решения общих проблем и вырабатывают согласованную внутреннюю и внешнюю политику, которая, в современном едином мире, должна представлять собой все более плотную сеть единых наднациональных подходов к решению этих проблем. Обмен мнениями между правительствами может вести к заключению соглашений о действиях по единым методам – например, к созданию юридически обязательных кодексов, регулирующих свободное движение капиталов и услуг, соглашениям по борьбе с коррупцией или по отмене субсидий кораблестроению. Однако, гораздо чаще результатами таких обсуждений становится совершенствование методов работы национальных правительств по широкому спектру направлений публичной политики и проясняет влияние, которое та или иная политика, проводимая отдельными государствами, оказывает на международное сообщество в целом. Кроме того, эти дискуссии представляют уникальный шанс для обмена мыслями и мнениями по перспективам, стоящим перед странами, находящимися в схожих условиях.

ОЭСР – это клуб государств-единомышленников, учитывая то, что страны-члены ОЭСР производят две трети товаров и услуг в мире, но клуб этот – не эксклюзивный. Основным условием членства в клубе является приверженность страны рыночной экономике и плюралистической демократии. Организация, ядро которой на момент основания составляли государства Европы и Северной Америки, расширилась за счет Японии, Австралии, Новой Зеландии, Финляндии, Мексики, Республики Чехия, Венгрии, Польши и Южной Кореи. Кроме того, организация поддерживает контакты со многими государствами, не входящими в нее, путем осуществления совместных программ со странами бывшего советского блока, государствами Азии и Латинской Америки. В некоторых случаях такие контакты могут в перспективе привести к появлению новых членов организации.

Предметом обсуждений, проводимых правительствами стран-членов ОЭСР, служит информация и аналитические обзоры исходящие от Секретариата ОЭСР, размещающегося в Париже. Соответствующие отделы Секретариата занимаются сбором данных, отслеживанием тенденций, анализом и прогнозами экономических процессов, изучением социальных сдвигов, структуры торговых связей, окружающей среды, сельского хозяйства, технологий, налогообложения, и т.д. Эта работа, организованная по областям, соответствующим структурным подразделениям министерств стран-членов, ответственных за выработку политических решений, осуществляется в тесном сотрудничестве с лицами, которые будут использовать ее результаты при принятии соответствующих решений; на основании результатов этой работы проводятся также и дискуссии между странами-членами в специализированных комитетах ОЭСР. Большинство исследовательских и аналитических материалов ОЭСР публикуются в открытой печати.

Направления деятельности ОЭСР крайне разнообразны и включают целый ряд секторов:

  • Сельское хозяйство, продовольствие и рыболовство
  • Окружающая среда
  • Биотехнология
  • Устойчивое развитие
  • Повышение конкурентоспособности
  • Образования
  • Экономика
  • Электронная торговля
  • Развивающиеся и переходные экономики
  • Занятость и безработица
  • Финансирование и инвестиции
  • Предприятия, промышленность, услуги
  • Энергетика
  • Здравоохранение
  • Информация и связь
  • Корпоративное управление
  • Коррупция
  • Страхование
  • Международная миграция
  • Налогообложение и др.

Минприроды имеет налаженные связи с Директоратом по охране окружающей среды (ОЭСР) и Специальной Рабочей группой по реализации Программы действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы (СРГ ПДООС).

Деятельность отдела стран, не входящих в ОЭСР, директората по охране окружающей среды сосредоточена на трех основных направлениях: реформировании в секторе городского водоснабжения и канализации, финансировании природоохранной деятельности и реформировании политики в области охраны окружающей среды.

Основным органом, работающим между заседаниями рабочей группы, является Бюро СРГ ПДООС. Оно собирается два раза в год и дает СРГ ПДООС рекомендации по деятельности, связанной с составлением и реализацией программ ее работы, а также с организацией различных встреч. На ближайшие 3 года в состав данного Бюро вошли представители пяти стран региона ВЕКЦА и пяти стран-доноров. Впервые в этом году в состав Бюро вошли представители Республики Беларусь.

Одним из наиболее важных результатов сотрудничества СРГ ПДООС со странами ВЕКЦА, в том числе с Республикой Беларусь в 2003 году является Стратегия экологического партнерства для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА). Стратегия была создана непосредственно экспертами стран ВЕКЦА. Она ставит своей целью поиск решений для общих экологических проблем этих стран на основе тесного сотрудничества и содержит семь ключевых областей действий:

  • Совершенствование экологического законодательства, политики и институциональной базы;
  • Уменьшение риска для здоровья людей посредством предотвращение и ограничения загрязнения окружающей среды;
  • Устойчивое управление природными ресурсами;
  • Комплексный учет экологических соображений в процессе развития ключевых экономических секторов;
  • Создание и укрепление механизмов мобилизации и распределения финансовых ресурсов для достижения экологических целей;
  • Предоставление информации для принятия экологических решений, содействие участию общественности и экологическое образование;
  • Выявление и решение трансграничных проблем и укрепление сотрудничества в рамках международных конвенций.

Республика Беларусь принимала активное участие в разработке данной стратегии, и ее основные положения и заложенные в ней ключевые области действий во многом совпадают с основными направлениями государственной экологической политики нашей страны.

Одной из наиболее важных задач в 2004 году является организация конференции министров стран ВЕКЦА «Киев+1», на которой будет рассмотрен прогресс, достигнутый в реализации Стратегии экологической партнерства ВЕКЦА. Конференция состоится в Грузии, г. Тбилиси, на неделе, начинающейся 18 октября (предварительная дата проведения конференции 20 октября 2004 года).

Организация безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ)

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) – общеевропейский орган, занимающийся вопросами безопасности, в состав которого входят 55 государств участниц. Согласно Уставу Организации Объединенных Наций (ООН) ОБСЕ является главным инструментом раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления. ОБСЕ занимается широким кругом проблем, связанных с упрочением безопасности, и охватывает три измерения безопасности – человеческое, военно-политическое и экологическое. Для решения экономических и экологических проблем в составе секретариата ОБСЕ создано Бюро Координатора деятельности в области экономики и окружающей среды.

Согласно решению № 526 Постоянного Совета ОБСЕ в г. Миске с 1 января 2003 года действует офис ОБСЕ, задачей которого среди прочих является оказание помощи Правительству Беларуси в его усилиях, направленных на развитие экономической деятельности и деятельности по защите окружающей среды.

С поддержкой Офиса ОБСЕ в Минске в 2003 году было реализовано три проекта:

Экологическое информирование в судебной системе

В рамках проекта было подготовлено и издано практическое пособие «Обзор экологического законодательства Республики Беларусь», которое было представлено в ходе семинара-презентации. Проведение семинара и подготовка пособия, посвященного обзору экологического законодательства Республики Беларусь, призвано способствовать улучшению взаимодействия судей и природоохранных органов.

Внедрение положений Рамочной Водной Директивы ЕС

В рамках проекта были подготовлены справочных пособия «Рамочная Водная Директива Евросоюза и политика Республики Беларусь в области водных ресурсов». Одно из пособий ориентировано на работающих в этой области специалистов и региональные и местные органы власти, принимающие решения в области управления водными ресурсами, второе пособие – на широкий круг читателей. Издание пособий призвано представить необходимую информацию о приоритетах и принципах, провозглашаемых Рамочной Водной Директивой ЕС в управлении водными ресурсами в доступной форме и способствовать поэтапной реализации в республике Беларусь положений Директивы.

Создание региональной экологической сети Республики Беларусь и ее интеграция в общеевропейскую экологическую сеть

В рамках реализации проекта были подготовлены обоснование создания биосферного трансграничного заповедника «Прибужское Полесье» и номинационная заявка для представления в ЮНЕСКО о включении данного заказника в список объектов ЮНЕСКО. На завершающей стадии был проведен международный семинар, в ходе которого состоялось подписание документации о создании биосферного заповедника.

Мандат деятельности Офиса ОБСЕ в Минске был продлен на 2004 год, что способствует развитию совместной проектной деятельности в будущем.

Шведское агентство охраны окружающей среды

Охрана окружающей среды в Швеции является одним из приоритетов государственной политики, Министерством природных ресурсов Швеции разработано 15 основных целей, которые определяют направления развития природоохранной деятельности. Созданное для внедрения этих и других целей Агентство охраны окружающей среды является основным партнером по сотрудничеству с Минприроды Республики Беларусь.

Наиболее тесным это сотрудничество за последние два года было в области охраны и рационального использования ресурсов трансграничных рек.
С активным участием и поддержкой Шведского агентства охраны окружающей среды (ШАООС) были разработаны проекты трехсторонних межправительственных Соглашений по охране и рациональному использованию ресурсов рек Западная Двина и Неман, (Соглашение по Двине прошло согласование с заинтересованным в Республике Беларусь, на данный момент оно согласовывается в России, затем проект Соглашения будет доработан с учетом полученных замечаний и внесено на рассмотрение Правительства).

В 2003 году был осуществлен совместный проект между Минприроды, GRID-Arendal (Норвегия) и (ШАООС) по подготовке отчета «Водные ресурсы в Республике Беларусь», приуроченный к Пятой Пан-европейской Конференции министров «Окружающая среда для Европы».

В 2002 году Минприроды была инициирована дискуссия о возможности разработки и осуществления в Республике Беларусь проекта по внедрению интегрированных экологических разрешений на основе лучших имеющихся технологий.

Дискуссии продлились два года, и в январе 2004 года в ШАООС было подано проектное предложение, которое сейчас находится на стадии рассмотрения.
Кроме того, в 2003 году на рассмотрение ШАООС был представлен пакет проектных предложений в области охраны окружающей среды, который включал в себя вопросы экологического мониторинга, создания гео-информационных систем, охраны атмосферного воздуха, управления отходами и т.п.

Все эти проектные предложения были приняты к рассмотрению и после проведения ряда рабочих встреч и обсуждений, состоявшихся в течение 2003 года, были одобрены два проекта, осуществление которых ужо начато:

  1. Создание системы обеспечения и контроля качества данных, получаемых лабораториями при проведении трансграничного мониторинга в бассейнах рек Западная Двина и Неман (на территории Республики Беларусь)
  2. Курс обучения управлению водными ресурсами (Россия и Беларусь)

Кроме того, на стадии рассмотрения находится проект «Разработка и внедрение программы трансграничного мониторинга бассейнов рек Западная Двина и Неман» (предварительный объем финансирования до 300 тысяч долларов).

Еще одним приоритетным направлением, которое будет рассматриваться в рамках совместного сотрудничества в ближайшем будущем, является тематика стойких органических загрязнителей, так как 26 декабря 2003 года Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о СОЗ.