Главная/ Обращаем внимание/ Общественные обсуждения

Проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях»

26.06.2018
Уведомление об общественных обсуждениях проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс  Республики Беларусь об административных правонарушениях»

Дата уведомления   26.06.2018

Наименование объекта общественного обсуждения:

проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительныйкодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях»

Организатор общественного обсуждения проекта Закона:

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (220004, г. Минск, ул. Коллекторная, 10, 
Цебрук Александр Александрович – начальник управления координации контрольной деятельности, тел./факс: 200 90 06, control@minpriroda.gov.by). 

 

Место размещения проекта Законаhttp://www.minpriroda.gov.by/ru/ob_obsuzd_ru/

Обоснование необходимости разработки и принятия проекта закона

Проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительныйкодексРеспублики Беларусь об административных правонарушениях» 
(далее – проект Закона) подготовлен с учетом правоприменительной практики и действующего законодательства.

Проект Закона предусматривает корректировку статей 15.1 и 15.32 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

В статью 15.1 вносятся редакционные правки в части приведения названия статьи и состава административного правонарушения в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь 
от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» в обязанности субъектов хозяйствования входит соблюдение требований в области охраны окружающей среды, например, таких как, нормативы в области охраны окружающей среды, нормы и правила рационального использования и охраны недр и др. Нормативы в области охраны окружающей среды определяются Экологическими нормами и правилами (далее – ЭкоНиП), которые в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.05.2016 № 400 являются обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды и природопользования. Кроме того, согласно статье 1 Кодекса Республики Беларусь о недрах нормы и правила рационального использования и охраны недр - технические нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования экологической безопасности в области использования и охраны недр. В целях приведения статьи 15.1 в соответствие с действующим законодательством предлагается оставить административную ответственность за нарушение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды, исключив слова «и нормативов в области охраны окружающей среды». Соответственно откорректировано и название указанной статьи.

В статье 15.32 КоАП предлагаются следующие изменения и дополнения.

Согласно существующей правоприменительной практики, за нарушение требований к содержанию и (или) разведению в неволе диких животных, их транспортировке виновные лица привлекаются к административной ответственности по части 3 статьи 15.32 КоАП, предусматривающей административное взыскание в виде наложения штрафа.

Однако, такая мера является недостаточной и не способствует обеспечению безопасности граждан, так как отдельные виды диких животных способны причинить вред жизни и здоровью граждан, а также не способствует защите диких животных, поскольку, в ряде случаев владельцы диких животных не соблюдают условия содержания диких животных, в частности, это касается экзотических животных.

Например, за содержание детеныша льва в квартире многоквартирного жилого дома в г. Минске, гражданка привлечена к административной ответственности в виде штрафа по части 3 статьи 15.32 КоАП. Вместе с тем, указанное обстоятельство не поспособствовало улучшению условий содержания этого дикого животного. Также можно привести пример, вызвавший широкий общественный резонанс, с гастролированием на территории Республики Беларусь передвижного зверинца «Афро-Зоо». За полгода ему было выдано несколько предписаний и наложены штрафы, однако, условия содержания диких животных в указанном передвижном зверинце не изменились.

В целях защиты диких животных, содержащихся и разведенных в неволе, считаем необходимым дополнительно предусмотреть в санкции части 3 статьи 15.32 КоАП возможность конфискации диких животных.

Таким образом, предлагается за нарушение требований к содержанию и (или) разведению в неволе диких животных, их транспортировке предусмотреть наложение штрафа с конфискацией диких животных, независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации, на усмотрение должностных лиц, привлекающих к ответственности, с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения. 

Кроме того, частью третьей статьи 18 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 18 июля 2016 года) определено, что охрана объектов растительного мира обеспечивается, в том числе, путем установления ответственности юридических лиц и граждан за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране и использовании растительного мира.

Административная ответственность за правонарушения в области обращения с объектами растительного мира отчасти предусмотрена статьями 15.1, 15.8, 15.22, 15.26, 15.57 и 15.58 КоАП.

Вместе с тем, Закон Республики Беларусь «О растительном мире» устанавливает ряд обязанностей для пользователей земельных участков или водных объектов в области обращения с объектами растительного мира (статьи 9, 25, 27), ответственность за несоблюдение которых КоАП не предусматривает.

В частности, отсутствует норма, предусматривающая ответственность за непроведение или нарушение порядка проведения мероприятий по регулированию распространения и численности дикорастущих растений, относящихся к видам, распространение и численность которых подлежат регулированию, за непроведение или нарушение порядка учета объектов растительного мира и обращения с ними, несвоевременное представление или непредставление информации в государственный кадастр растительного мира.  

Справочно.

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2016 № 1002 «О некоторых вопросах регулирования распространения и численности видов растений» регулированию распространения и численности подлежат 7 видов дикорастущих растений, которые оказывают вредное воздействие и (или) представляют угрозу биологическому разнообразию, жизни и здоровью граждан (борщевик Сосновского, золотарник канадский и др.).

В настоящее время на территории республики установлено около 4,5 тыс. мест произрастания инвазивных видов растений на площади2,9 тыс. га, среди которых наиболее опасным и агрессивным является борщевик Сосновского. Наиболее инвазированными в республике являются Витебская и Минская области, на долю которых приходится соответственно 72 % и 12% от общей площади произрастания данного растения.

Введение административной ответственности и применение мер административного воздействия в отношении виновных лиц будет направлено в итоге на обеспечение безопасной и благоприятной для жизни и здоровья граждан окружающей среды.

Существующая практика по выдаче территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее – территориальные органы Минприроды) предписаний на удаление указанных дикорастущих растений и привлечения к административной ответственности в случае их невыполнения (по статье 23.1 КоАП) недостаточно эффективна, так как:

землепользователи не стимулированы к выполнению возложенных на них Законом обязанностей по регулированию распространения и численности дикорастущих растений и учета объектов растительного мира и обращения с ними без дополнительного указания на это в предписании со стороны территориальных органов Минприроды;

общая площадь произрастания данных видов растений в Беларуси измеряется тысячами гектаров, количество мест их произрастания – тысячами штук;

по отдельным видам растений (например, борщевик Сосновского) работы по их удалению необходимо проводить несколько раз в течение года.

Кроме того, Главой Администрации Президента Республики Беларусь Кочановой Н.И. неоднократно обращалось внимание на вопрос по борьбе с борщевиком Сосновского, который активно распространяется и занимает значительные площади, а также о принятии необходимых мер для комплексного решения вопроса по обозначенной проблематике. По данному вопросу был также дан ряд поручений Правительства Республики Беларусь.

Действующий КоАП не предусматривает административной ответственности пользователей земельных участков или водных объектов за невыполнение возложенных на них Законом обязанностей по ведению учета объектов растительного мира и обращения с ними 
(ст. 9, 65), при этом отсутствие учета объектов растительного мира создает условия для возможности их незаконного удаления.

Аналогичные нормы в отношении нарушений требований законодательства об охране и использовании животного мира предусмотрены статьей 15.32 КоАП.

В этой связи, предлагается дополнить статью 15.32 частями 8-10, которые будут устанавливать административную ответственность за нарушение требований законодательства об охране и использовании растительного мира, изменив при этом и ее название, дополнив словами «и растительного».

С учетом внесения предлагаемых дополнений в КоАП требуется одновременно внести дополнения в Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) в части корректировки части 1 статьи 3.30 ПИКоАП.

В целях повышения эффективности работы, направленной на борьбу с распространением инвазивных видов растений, предлагается наделить правом на составление протоколов об административных правонарушениях по частям 8 и 10 статьи 15.32 КоАП уполномоченных должностных лиц сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах (часть 1 пункта 2 статьи 3.30 ПИКоАП) и организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги (пункт 12 статьи 3.30 ПИКоАП).

Предложение о наделении должностных лиц вышеуказанных государственных органов (организаций) правом на составление протоколов об административных правонарушениях по статье 15.32 КоАП мотивировано проводимой ими работой по поддержанию в надлежащем состоянии территорий, направленной в том числе на борьбу с инвазивными видами растений, а также фактами их произрастания  в населенных пунктах и за их пределами.

Так, республиканским планом мероприятий по наведению порядка на земле в 2018 году, утвержденным заместителем Премьер-министра Республики Беларусь Русым М.И. 13.02.2018 № 06/214-36/107, предусмотрено мероприятие по регулированию распространения и численности борщевика Сосновского, исполнителями по которому являются местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы и организации.

Кроме того, согласно ПИКоАП в компетенцию организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги, входит в том числе составление  протоколов об административных правонарушениях, касающихся нарушений законодательства об охране и использовании растительного мира (часть 3 ст. 15.2, ст. 15.30 КоАП). Полагаем целесообразным наделение этих организаций правом на составление протоколов об административных правонарушениях по дополняемым статью 15.32 КоАП частям 8 и 10, в том числе за нарушение иных требований законодательства об охране и использовании растительного мира (например, за несоответствие обрезки деревьев и кустарников установленным требованиям, самовольную посадку гражданами деревьев, кустарников на землях общего пользования, занятых инженерными сетями, и др.).

Принятие Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительныйкодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» не потребует расходования дополнительных средств из республиканского бюджета.

 

Сроки проведения общественных обсуждений

26.06.2018 - 02.07.2018

  (начало и окончание)

 

Орган, принимающий решение:

Президент Республики Беларусь

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь

Характер возможного экологически значимого решения:

Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительныйкодексРеспублики Беларусь об административных правонарушениях»

 

Замечания и предложения в проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодексРеспублики Беларусь об административных правонарушениях» направляются в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (220004, г. Минск, 
ул. Коллекторная, 10, Цебрук Александр Александрович – начальник управления координации контрольной деятельности, тел./факс: 200 90 06, control@minpriroda.gov.by).

 

Проект Закона Республики Беларусь подлежит общественному обсуждению в соответствии с требованиями Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20.03.2012 № 247 «О некоторых вопросах организации общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов по развитию предпринимательства и внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 2070».

 

 

Версия для печати