Андрей Худык представил депутатам законопроекты по вопросам охраны атмосферного воздуха и государственной экологической экспертизы
Новости
21.02.2023 | 13:07
Сегодня Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Худык на заседании девятой сессии Палаты представителей седьмого созыва Национального собрания Республики Беларусь представил проекты законов Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» и «Об изменении законов по вопросам государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду». Оба законопроекта внесены в Палату представителей Правительством.
Предметом правового регулирования законопроекта «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» являются отношения в области охраны атмосферного воздуха, связанные с установлением ее правовых основ, сохранением, восстановлением качества воздуха в целях обеспечения экологической безопасности в стране.
В указанном проекте Закона вводятся новые термины, такие как «автоматизированная система контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух», «норма выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», «специфические загрязняющие вещества», «экологическая информация в области охраны атмосферного воздуха».
В новой редакции изложены положения законопроекта, касающиеся нормирования в области охраны атмосферного воздуха, разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, комплексного природоохранного разрешения, зон воздействия. Уточнены положения, касающиеся правового регулирования отношений в области охраны атмосферного воздуха, полномочий Совета Министров Республики Беларусь в части установления порядка выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, комплексных природоохранных разрешений, а также полномочий Министерства здравоохранения в части предоставления права на установление классов опасности загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Изменен подход отнесения к категориям объектов воздействия на атмосферный воздух, предложено определять данные категории на основании: уровней воздействия на атмосферный воздух видов хозяйственной и иной деятельности; классов опасности загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух; вероятности наступления на объекте воздействия на атмосферный воздух событий, имеющих неблагоприятные последствия для качества атмосферного воздуха, определяемой на основании используемых или хранящихся на этом объекте легколетучих, взрывоопасных, пожароопасных или токсичных веществ.
В новой редакции (статья 25) изложены положения, касающиеся требований в области охраны атмосферного воздуха при возведении, реконструкции и вводе (приемке) в эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В статье 38 предлагается закрепить обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ, в ходе которой будут проверяться и документально подтверждаться соответствие выбросов загрязняющих веществ нормативам допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработанным в составе проектной документации.
Порядок согласования акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух будет устанавливаться Правительством. Согласование актов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух будет способствовать установлению достоверных величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и своевременной корректировке субъектами хозяйствования актов инвентаризации, в случаях выявления территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды неточностей в расчетах выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Внесение изменений в Закон «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» обусловлено необходимостью приведения его положений в соответствие с предписаниями последующих законодательных актов, а также урегулирования общественных отношений по вопросам проведения государственной экологической экспертизы, оценки воздействия на окружающую среду и стратегической экологической оценки.
Законопроектом дополняется определение термина «планируемая хозяйственная и иная деятельность» такими видами строительной деятельности, как техническая модернизация, снос объектов, а также уточняется, каким образом оказывается воздействие на окружающую среду.
В связи с тем, что разработчиками проектной документации, представляемой для проведения экологической экспертизы, являются не только проектные организации, но и индивидуальные предприниматели, уточнены субъекты правоотношений в области проведения государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду. К ним отнесены разработчики проектной документации и индивидуальные предприниматели.
С учетом практики применения актуализирован перечень объектов, подлежащих оценке воздействия на окружающую среду, государственной экологической экспертизе, а также стратегической экологической оценке.
В частности, из объектов, подлежащих оценке воздействия на окружающую среду, исключены объекты научных организаций для выполнения научно-исследовательских и иных работ, объекты оборонной, военной инфраструктуры и др.
Кроме того, не будет подлежать государственной экологической экспертизе предпроектная (предынвестиционная) документация и проектная документация на застройку территории садоводческих товариществ, для объектов санаторно-курортных организаций, размещение которых предусматривается в границах курортов и др.
Стратегической экологической оценке не будут подлежать градостроительные проекты общего планирования, а соответственно не будет необходимости проводить общественные обсуждения этих проектов. При этом права граждан нарушены не будут, так как проведение общественных обсуждений этих проектов осуществляется в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Внесение корректировок в Водный кодекс в части требований, предъявляемых при выполнении работ на поверхностных водных объектах, связано с исключением объектов оборонной, военной инфраструктуры, объектов инфраструктуры государственной границы Республики Беларусь из объектов, для которых проводится оценка воздействия на окружающую среду и соответственно государственная экологическая экспертиза.
Оба законопроекта приняты депутатами на заседании в первом чтении.