В основе создания Дома экологического просвещения заложена идея строительства демонстрационного дома (по системе «Экологически умный дом»), который сочетает в себе все представления о создании экологичного жилья. Дом в сосновом лесу, на берегу самого большого озера в Беларуси, озера Нарочь, построенный из экологически чистых материалов, энергоэффективный, оснащенный оборудованием для эколого-биологических исследований, имеющий несколько демонстрационных экологических экспозиций может использоваться не только для получения учащимися новых знаний и полезных навыков, но и доказательством того, что мечты могут сбываться. Например, в двадцать первом веке возможно строительство дома, который не только идеально вписывается в природный ландшафт, но и является его составляющей.
Дом экологического просвещения открылся при поддержке Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерства образования. Строительство и оснащение было профинансировано в рамках реализации проекта «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне», финансируемого Европейским союзом и реализуемого Программой развития ООН в партнерстве с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, а также из средств от приносящей доход деятельности НДЦ «Зубренок».
«Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок» по значимости является визитной карточкой детского отдыха и оздоровления в Беларуси. Именно здесь собираются лучшие школьники нашей страны, лидеры общественных объединений и детских формирований. Ребята отдыхают в уникальной природной сокровищнице и крупнейшем курортном регионе страны Нарочанском крае, – отметил Андрей Худык. – «Зубренок» активно развивается, усиливает свой авторитет, здесь внедряют современные образовательные методики и программы. Экологическая направленность в работе центра традиционно одна из основных. Она позволяет приобщить учащихся к практической деятельности по защите окружающей среды и укрепить их здоровье. Открытие сегодня Дома экологического просвещения это еще не окончательный результат нашей совместной работы с коллективом Центра – это только очередной этап. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды традиционно оказывало и продолжит оказывать поддержку Центру и всем ребятам в реализации экологических инициатив».
В этот же день в НДЦ «Зубренок» прошла экологическая ярмарка в форме работы интерактивных площадок: "Экологический след, или Что мы оставим потомкам?, ”Мобильная экологическая агитбригада“, ”Преобразование солнечной энергии в электрическую“, ”Мир под микроскопом“, ”Альтернативные источники энергии“, ”Измерение кислотности почвы“, ”Природа – экология – безопасность – мы“, ”Тест-системы анализа атмосферных осадков“, ”Определение качества питьевой воды“, ”Экологический след: домохозяйство“, ” Экологический диспут «Глобальное потепление: красивый миф или ужасная реальность?“ и других.
В торжественном мероприятии приняли участие Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Худык, Министр образования Игорь Карпенко, Председатель Мядельского райисполкома Александр Пранович, Представитель ЮНИСЕФ в Республике Беларусь Таня Радочай.
В НДЦ «Зубренок» на протяжении года приезжают дети, достигшие высоких показателей в учебе, являющиеся лидерами детских общественных организаций и объединений. Образовательный процесс с подобным активом включает систематическую работу в отношении развития экологической культуры воспитанников. Объем получаемых воспитанниками знаний в области экологии различается в зависимости от профиля смены, участниками которой они становятся.
Работа по экологическому образованию и воспитанию организовывается для следующих групп участников смен:
1. Участники профильных экологических смен.
2. Участники профильных экологических отрядов «Юный эколог», «Зеленая школа».
3. Участники смен не экологического профиля.
Профильные смены.
Профильные смены экологической направленности реализуются ежегодно. В таких сменах участвуют 150-300 человек одновременно, их участниками становятся учащиеся, являющиеся лидерами экологических клубов и кружков, победители олимпиад по биологии, занимающиеся учебно-исследовательской деятельностью по эколого-биологическому профилю, победители олимпиад по биологии, ученики, проявившие себя при получении их учреждением образования статуса «Зеленой школы». В течение года в НДЦ «Зубренок» проводятся 2-3 смены для экологического актива, среди них такие смены, как: «Нарочанские волны», «Зеленая школа. Присоединяйся!», «Устойчивое развитие – стратегия планеты Земля», «Экодилижанс» и др.
В профильных сменах и для профильных отрядов реализуется 35-тичасовая программа дополнительного образования эколого-биологического профиля.Воспитанники центра посещают факультатив и объединение по интересам. Также в центре функционирует профильный экологический отряд «Зеленая школа».
Лабораторный комплекс. Наряду с педагогами НДЦ «Зубренок» в лабораториях работают преподаватели высшей квалификационной категории, имеющие научные звания и др. Так, для работы с детьми в эколого-биологической лаборатории привлечены сотрудники учебно-научного центра «Нарочанская биологическая станция» имени Г.Г. Винберга, научного отдела ГПУ «Национальный парк «Нарочанский» и др.
Экскурсионная программа. В НДЦ «Зубренок» созданы и используются ежесменно различные экологические объекты, предназначенные для ознакомления воспитанников, с особенностями биоразнообразия Нарочанского края, орнитофауны, энтомофауны и т.д.: экологическая площадка «Бобровая хатка», поляна юного орнитолога «Птушыны гай», площадка для наблюдений «Отель для насекомых», фотогалерея «Животный мир национального парка «Нарочанский», экологическая тропа, сад ароматов и др.
Республиканский конкурс детских научно-практических проектов эколого-биологической тематики «Прозрачные волны Нарочи».
Экологические акции. Формированию представления воспитанников о влиянии деятельности человека на состояние окружающей среды способствует участие в экоакциях «Капелька», «Живи, родник», «Зеленый дом», «Птичья столовая», «Вторая жизнь», «Флаг Земли». Важная роль в осознании значимости влияния каждого человека на состояние природного окружения, а значит, и на судьбу своей страны, отводится реализации таким формам работы как круглые столы, пресс-конференции с учеными экологами и практическими специалистами, спецкурса «Нарочеведение» и др.
Дети под руководством взрослых, участвуя в операциях «Скворечник», «Муравейник», трудовых акциях «Чистый лес», «Аномальная жара: поможем растениям жить!», «Экодесант», «Зеленый дом», «Будь природе другом» и др., имеют возможность заниматься практической преобразовательной деятельностью.