Работа на качество
— Андрей Павлович, как вы оцениваете работу Гидрометеослужбы над повышением качества прогнозов?— Оценку синоптикам дают прежде всего пользователи метеорологической информации. Сейчас нет той критики прогнозов погоды, которая была еще пару лет назад, и я считаю это хорошим результатом их работы.
Благодаря реализации программы Союзного государства «Развитие системы гидрометеорологической безопасности Союзного государства на 2017—2021 годы» мы усовершенствовали целый ряд технологий и расчетов, выйдя на новый уровень импортозамещения в плане краткосрочных и среднесрочных прогнозов. В частности, в рамках сотрудничества с ФГБУ «Гидрометцентр России» была создана система прогнозирования на основе численной модели COSMO-RU-BY, что позволяет нам составлять высококачественные и высокоточные прогнозы на трое суток и неделю в целом.
— А как обстоят дела с долгосрочными прогнозами? Все же каждый из нас хотел бы заглянуть и вперед на несколько дней.
— С долгосрочными прогнозами дела обстоят несколько сложнее. Ведь с февраля этого года Белгидромет оказался в некотором смысле отрезан от части международной метеоинформации. Вместе с тем только благодаря широкой модернизированной сети метеонаблюдений, профессионализму наших синоптиков, сотрудничеству с российскими коллегами, информации с российских спутников оправдываемость наших метеопрогнозов не упала. В настоящее время оправдываемость прогнозов погоды по республике на трое суток составляет 97—98 процентов. При этом в большинстве случаев основные погодные процессы, такие как резкие похолодания и потепления, выходы циклонов и усиления ветра в недельных прогнозах погоды, удается спрогнозировать с высокой точностью.
Климат вносит коррективы
— Как идет сотрудничество с отраслями экономики страны? Какие ведомства сегодня особенно заинтересованы в своевременных прогнозах погоды?— Сегодня мы работаем со всеми министерствами и ведомствами страны, которые получают от нас самую разную прогностическую информацию. Но больше всего, без сомнения, в ней заинтересованы метеозависимые отрасли: транспортный сектор, жилищно-коммунальное, лесное и сельское хозяйство. Даже сельское хозяйство, пожалуй, в первую очередь, поскольку Беларусь — страна сельскохозяйственная. Этому направлению уделяется особое внимание.
Нынешний год, без преувеличения, непростой. Начиная с весны у нас были сложные погодные условия, которые сказались, в частности, на перезимовке рапса. В Белгидромет поступало много заявок от сельхозорганизаций страны о выдаче справок о гидрометеорологических условиях, чтобы получить страховые выплаты и, соответственно, финансовые средства на пересев или досев другими культурами. Август, к примеру, оказался очень засушливым. В некоторых районах отмечено всего лишь 7 процентов от месячной нормы осадков. С 1 сентября уже начались заморозки. А ведь сентябрь — горячий период уборочной. Поэтому и внимание руководства страны к прогнозам особое. Но, убежден, мы отработали достойно. В Белгидромете сильные специалисты.
— Действительно, сегодня меняющийся климат вносит коррективы в работу самых разных отраслей экономики. Меняются сроки посевных и уборочных работ, укладки дорог, строительства. В этой связи, наверное, расширяются и задачи ведомства?
— Работа по адаптации к изменению климата невозможна без метеорологических служб, которые проводят широкий комплекс наблюдений, анализа и прогноза развития климатической системы. Мы принимаем самое непосредственное участие в работе по снижению уязвимости отраслей экономики в контексте климатических рисков. Вполне очевидно: если бы экономика не учитывала погодных условий, то страна могла бы нести серьезные потери. В целом есть расчеты, согласно которым благодаря своевременному предупреждению о неблагоприятных явлениях можно предотвратить до 40 процентов возможных потерь. Достоверность этих расчетов зависит от точности исходных данных. Поэтому вклад метеорологов в общее дело сложно переоценить.
Также мы принимаем участие, в частности, в совершенствовании законодательства. Сейчас пересматриваются строительные нормы и правила. Изменение климата требует переработки нормативных документов и в строительстве. Сотрудниками Белгидромета совместно с экспертами строительной отрасли была проведена большая работа в этом направлении. Речь идет не только о корректировке сроков строительства, но и (по возможности) использования энергоэффективных стройматериалов, что является одним из основных элементов формирования зеленой экономики.
— Белгидромет очень долгое время воспринимался лишь как поставщик прогнозов погоды для населения. Сегодня мы понимаем, что без хорошего прогноза ни комбайн в поле не вывести, ни самолет в воздух не поднять.
— Действительно, авиационно-метеорологическое обеспечение гражданской авиации — еще одна сфера нашей деятельности. Также мы обслуживаем литерные рейсы и рейсы деловой авиации. У нас в наличии семь АМСГ — авиационных метеорологических станций гражданских. Аэропорты есть в каждом областном центре и в Орше. Ни один пилот самолета не сядет за штурвал, не имея актуальной синоптической сводки по всем точкам маршрута.
Модернизация в плюс
— Белгидромет не так давно пережил масштабную реконструкцию. Она продолжается. Ощущаете плюсы?— Думаю, их ощутили и граждане. Принимая решение в 2018-м, мы понимали: в числе главных вопросов, которые интересуют и граждан, и экономику страны, прежде всего совершенствование прогнозов погоды. Значит, модернизация должна была коснуться всего, что связано с ними. В первую очередь была расширена сеть приземных метеорологических наблюдений. Сейчас она насчитывает 67 метеостанций, оснащенных автоматизированными системами наблюдения. Это позволило нам проводить наблюдения в учащенном режиме — с десятиминутным интервалом. При этом на 39 станциях мы не отказались от ручных наблюдений, поскольку есть ряд параметров, которые можно только пронаблюдать, — это облачность, гололедно-изморозевые явления, состояние снежного покрова.
Что касается локаторов, в Беларуси их долгое время было всего три. Сегодня их число выросло до пяти. Радиолокационной сетью покрыта вся страна, и мы видим необходимую информацию об опасных и неблагоприятных явлениях, начиная с подступов к Беларуси. Это помогает спрогнозировать целый ряд опасных явлений и своевременно предупредить всех заинтересованных. Так, с запада мы защищены Гродненским и Брестским локаторами, на севере — Витебским, на юге — Гомельским, в центре — Минским. И если учесть, что лучшая информация формируется там, где накладываются радиолокационные поля, получается, эта точка — как раз в центре страны. Благодаря созданию единого радиолокационного поля у нас появилась возможность использовать разработанный в рамках союзной программы комплекс, представляющий радиолокационную информацию в виде стыкованной карты от территории Польши до граничащих с нашей территорией регионов Российской Федерации.
— Будет ли совершенствоваться сеть гидронаблюдений в дальнейшем?
— В прошлом году мы перевели в автоматический режим работы десять гидропостов. Кроме того, в Гродно оборудовали гидрохимический пост. Теперь в Гродно наряду с гидрологическими измеряются гидрохимические показатели. Это особенно важно, поскольку речь идет о трансграничной территории.
В плане строительства станций в этом году возьмем паузу, чтобы понаблюдать за работой новых постов гидрологических наблюдений, разработать новые методики, поскольку до сих пор опыта в автоматизации этого вида наблюдений у нас не было. Планируем также определиться в части импортозамещающего оборудования, чтобы работать на белорусском рынке на отечественном или российском оборудовании и ни от кого не зависеть. В целом грядущая пятилетка для Белгидромета пройдет под знаком автоматизации гидропостов. Это актуально, поскольку с меняющимся климатом у нас участились засухи и пересыхание рек.
В этом году и на следующий перед Белгидрометом стоят две задачи. Одна из них — модернизация локально-вычислительной сети. Сегодня она уже не выдерживает нагрузку, которая на нее ложится. Можно иметь самую широкую сеть метеонаблюдений и не иметь возможности ей пользоваться. Поэтому на 2023-й разработана проектно-сметная документация. Сейчас нам необходимо доработать мощности внутренних сетей. Это не компьютеры, а замена серверного оборудования. Ведь на серверах хранятся огромные базы данных, которые дают возможность в последующем проводить аналитическую работу.
Еще одна задача — ремонт обсерватории Белгидромета, которая много лет стоит в консервации. Мы понимаем, что в таком состоянии она разрушается. В рамках столетия Белгидромета (отметим в 2024 году) эта работа должна быть завершена. Есть проект, согласно которому капитальный ремонт с элементами реставрации этого исторического объекта уже начат.