Одна из особенностей новой локации – эко-образовательный комплекс «Чомга-остров», где можно совмещать отдых и изучение природы. На берегу оборудован наблюдательный пункт за птицами, установлены шезлонги, а по периметру береговой линии – информационные стенды о произрастающей в этих местах флоре и обитающих пернатых, их немало: крачки, кряквы, лысухи, чайки-хохотуньи, кулики, краснокнижные зимородки, коростели, малые чайки и конечно же главные герои локации – уникальные птицы чомги.
Большая поганка, или чомга (Podiceps cristatus) – крупная водоплавающая птица (длина тела достигает 50 см) с тонкой шеей, удлиненным, прямым клювом. Спина у нее буровато-рыжая, живот, шея и голова белые. В весеннем оперении на голове у чомги вырастают два темных пучка перьев, похожих на «ушки» и рыжий «воротничок» вокруг шеи. Зимой этих украшений у птиц нет. Обитает чомга в прудах и озерах по всей Евразии, кроме самых северных областей.
Сердцем инновационного уголка природы является рукотворный плавучий остров, созданный во время летних каникул зеленоклассниками столичных школ под руководством директора Центра экологического воспитания и развития, общественного эколога Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Руслана Шайкина.
Водоплавающим и околоводным птицам необходимы места отдыха, куда они могут выйти, отдохнуть, вывести своих птенцов набраться сил. Жилые микрорайоны быстро разрастаются, ведутся работы по благоустройству окружающих территорий и пернатым, порой, недостаточно места для нормальной жизнедеятельности.
Зеленоклассники решили восполнить нехватку природных мест для отдыха птиц рукотворными островками, расположенными подальше от береговой линии. Руслан Шайкин их поддержал – так из эко-идеи выросло целое птичье общежитие среди мегаполиса.
В эти дни в эко-образовательном комплексе «Чомга-остров» уже проходит серия обучающих полевых практикумов для педагогов по программе «Зелёные классы белорусской столицы».
В программе: изучение животного и растительного мира, современные методики преподавания, использование специальных средств для наблюдений за флорой и фауной, особенности проведения занятий в природном окружении школ. Кроме Чомга-острова участники серии практикумов посещают лучшие экологические тропы Минска.