Пластик любого вида — долговечный материал, который в природе в среднем разлагается на протяжении 450–500 лет. По прогнозам экологов, если сохранится нынешний уровень его потребления, то планета к тому времени, когда начнут разлагаться первые подобные изделия, уже будет полностью покрыта полимерным мусором. В Беларуси в год на одного человека приходится около 29,4 килограмма пластика. О том, какое количество полимерных отходов сегодня перерабатывается в стране, какие проблемы есть в этой отрасли, как их решать и многом другом, шел разговор во время круглого стола в «Р». В нем приняли участие заместитель начальника главного управления регулирования обращения с отходами, биологического и ландшафтного образования — начальник управления регулирования обращения с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Максим Тарасов, директор государственного научного учреждения «Институт жилищно-коммунального хозяйства Национальной академии наук Беларуси» Вадим Китиков, начальник управления целлюлозно-бумажного и лесохимического производства концерна «Беллесбумпром» Татьяна Зайцева, а также председатель собрания участников ООО «Суперпак компани» Вячеслав Шах.
Вопрос ребром
— В экологии существует ряд факторов, которые негативно влияют на здоровье человека и на состояние окружающей среды в целом. Максим Александрович, насколько актуальна в мире и в нашей стране проблема полимерных отходов?
Максим ТАРАСОВ: — Соглашусь, что проблема пластикового загрязнения является одной из самых обсуждаемых и актуальных. Объем образования таких отходов в мире превышает 300 миллионов тонн в год. Из этого количества большая часть — это полиэтилен высокого давления (около 19 процентов). Более половины пластиковых отходов приходится на пластиковую упаковку, которая по итогу преимущественно попадает на полигоны и в окружающую среду. Наверное, каждый слышал, что пластмассы негативно влияют на природу. Так, микропластик, образуемый в Мировом океане, попадает в организмы животных и рыб, а со временем — к человеку. По этим причинам сейчас внимание международного сообщества сосредоточено на вопросах предупреждения и сокращения воздействия пластиковой упаковки и ее отходов на окружающую среду. Главная цель — борьба с одноразовыми пластиковыми изделиями, пластиковыми пакетами, изделиями из пенопласта, так как они являются наиболее проблемными. Более 60 стран мира ввели запреты и штрафы для ограничения одноразовых пластиковых отходов — преимущественно пластиковых пакетов, пенопластовых изделий. Беларусь также не отстает от мировых тенденций. Так, у нас с 2020 года реализуется План мероприятий, направленных на поэтапное снижение использования полимерной упаковки с ее замещением на экологически безопасную. Он включает в себя 19 мероприятий по пяти направлениям. Например, это совершенствование системы обращения с отходами, сокращение использования полимерной упаковки, проведение научных исследований, использование экологически безопасной упаковки, техническое урегулирование и сокращение импорта полимерной пластиковой упаковки.
Вадим КИТИКОВ: — За все время с начала массового производства и использования полимеров на планете образовалось более 8,3 миллиарда тонн пластиковых отходов. Действительно, из того объема пластика, который образуется в мире, 80 процентов находится на свалках или просто в природной среде, 12 процентов сжигается и только 9 процентов перерабатывается.
— А какое количество полимерных отходов перерабатывается в Беларуси и все ли можно переработать?
М. Т.: — По данным Министерства жилищно-коммунального хозяйства, в 2022-м было извлечено из общего количества образовавшихся твердых коммунальных отходов (ТКО) и отправлено на использование 106,8 тысячи тонн полимерных отходов, или около 32 процентов от объема их образования. Отмечу, что количество извлекаемых пластиковых отходов от общего числа образующихся отходов постоянно растет. Если в 2015 году эта цифра составляла 52,1 тысячи тонн, то, как я уже сказал, в 2022-м — 106,8.
В. К.: — В Беларуси более 8 процентов из состава твердых коммунальных отходов — это отходы пластика.
— Сколько в целом по стране образуется таких отходов?
М. Т.: — В год — приблизительно 280 тысяч тонн. Около 29,4 килограмма на человека.
В. К.: — Добавлю, что в Беларуси количество пластиковых отходов сопоставимо со среднеевропейским. Так, в европейских странах на одного жителя образуется 31,1 килограмма пластиковых отходов, в Германии — 37,4. При этом их число каждый год увеличивается на 4–5 процентов. Беларусь не исключение. По нашим исследованиям, в 2020 году накопилось 300 тысяч тонн полимерных отходов. Это связано с тем, что люди какое-то время находились в изоляции из-за пандемии, увеличилось количество масок, других средств защиты. И эта цифра пока сохраняется.
— Какие способы применяются для переработки полимеров?
М. Т.: — В основном это дробление отходов или дробление с грануляцией. В первом случае измельченный пластик добавляется при производстве изделий из пластика. А во втором — гранулы добавляются для производства новых изделий.
Твердые позиции
— Вадим Олегович, почему отрасль переработки полимерных отходов импортозависима?
В. К.: — Перед тем как ответить на этот вопрос, позвольте сделать небольшой экскурс в историю. Массово полиэтиленовые пакеты и пленку в странах бывшего СССР стали использовать в конце 1970-х. Соответственно, промышленные мощности для полимеризации тоже появились только во второй половине прошлого века. В качестве научного сопровождения в составе Академии наук был создан Институт механики металлополимерных систем в Гомеле. Сегодня мы можем говорить о том, что Беларусь занимает твердые позиции в мировом рейтинге и мировом уровне исследований в вопросах производства и переработки полимерных отходов. Вместе с тем пока эта отрасль импортозависима по двум направлениям — сырье для производства полимеров (гранулы) и оборудование для производства, переработки и сортировки (в том числе автоматической) полимеров. В нашей стране выпускаются гранулы для полиэтилена, но этого недостаточно. Возможности автоматических линий для сортировки пластиковых отходов существенно превосходят возможности человека, потому что мы ведь не можем визуально отличить, например, полиэтилен от полипропилена. Тем более когда отходы движутся с определенной скоростью на транспортерной ленте. А автоматические сортировальные комплексы с оптическими датчиками могут это сделать. Именно такое оборудование и нуждается в замещении.
— Сколько в стране предприятий, перерабатывающих полимерные отходы?
В. К.: — Всего в Беларуси около 170 субъектов хозяйствования занимаются использованием отходов пластика. Крупнейшие из них — Борисовский завод пластмассовых изделий, ООО «РеПлас-М» (Могилев), ОАО «Белвторполимер» (Гродно), УП «Экорес» (Минск).
М. Т.: — Добавлю, что у этих субъектов хозяйствования общая мощность по использованию полимерных отходов составляет 146 тысяч тонн в год.
— Что в Беларуси производится с использованием вторичного сырья полимеров?
В. К.: — Аналогичная продукция или полимерная упаковка, кроме тех видов, которые могут производиться только из первичного сырья. Процесс переработки, если говорить о механическом рециклинге, несложный: полимеры измельчают, моют, сушат, нагревают, направляют в экструдер и формируют гранулы рециклата, которые и являются в дальнейшем сырьем для создания новых изделий. А те пластиковые отходы, которые нельзя переработать, используются для производства полимерпесчаных тротуарных плиток, люков для колодцев, черепиц и так далее. Словом, изделий высококачественных по потребительским свойствам, но производство которых не требует высокого качества вторичного полимерного сырья.
— Вадим Олегович, что делается в нашей стране для создания собственной технологии производства биоразлагаемой упаковки из растительного сырья?
В. К.: — В Беларуси принят комплексный план по уходу от полимерной упаковки с поэтапным замещением ее на биоразлагаемую. Эту тему уже затронул Максим Александрович, я только добавлю. В стране достаточно широко продаются биоразлагаемая упаковка и биокомпостируемые пакеты. Они создаются из природных материалов, в частности молочной кислоты. Такому материалу не нужно 400 лет, чтобы в природных условиях разложиться, а достаточно месяца. Постановление Совета Министров «О поэтапном снижении использования полимерной упаковки» включает ряд мероприятий, например, исследования для создания в стране биоразлагаемых материалов, собственных центров по их исследованию. Мы движемся к тому, чтобы в Беларуси было собственное производство и своя система контроля биоразлагаемых материалов.
Есть альтернатива
— Проблему полимерных отходов пытаются решать ученые и практики во всем мире. Один из вариантов — производство экологичной упаковки. В нашей стране этим занимается концерн «Беллесбумпром». Татьяна Викторовна, расскажите подробнее о том, как происходит процесс? Сколько в год производите экологичной упаковки?
Татьяна ЗАЙЦЕВА: — Отмечу, что вся продукция, выпускаемая организациями отрасли, — экологически безопасная, начиная с любых видов бумаги и заканчивая уже изделиями, в том числе упаковочной продукцией. В структуре концерна — десять целлюлозно-бумажных организаций с 14 производственными площадками. Эти предприятия выпускают продукцию широкого назначения в зависимости от используемого сырьевого ресурса (древесина, целлюлоза, макулатура). В 2022 году мы произвели 443 тысячи тонн бумаги и картона, темп роста составляет 124 процента. Ориентировочно 250 тысяч тонн бумаги произведено из макулатуры (отходов бумаги и картона). Ежегодно мы перерабатываем более 310 тонн макулатуры.
Далее из бумаги производятся различные изделия и в первую очередь это тара картонная транспортная, а именно, из бумаги для гофрирования и картона для плоских слоев гофрокартона изготавливается картон гофрированный.
Гофрированный картон — современный недорогой экологичный материал, который применяют для упаковки различных товаров как промышленных, так и продовольственных. Он также применяется для производства гофроящиков различного исполнения и конструкции (ящиков, коробок, лотков) и вспомогательных упаковочных средств (вкладышей, решеток, обечаек, прокладок, амортизаторов).
Объем выпуска тары картонной транспортной по итогам 2022 года составил 175 тысяч метров квадратных.
В большом ассортименте организациями концерна выпускается и мешочная продукция. Это бумажные пакеты объемом от 0,5 до 2 килограммов с печатью, изготовленные из влагопрочной, жиропрочной, ламинированной пищевой бумаги или пергамента различной плотности, а также многослойные мешки из крафт-бумаги с клапаном (для цемента, строительных смесей, крахмала и т.п.) и открытые для фасовки различных продуктов (сухого молока, сухого корма, удобрений, древесного угля и т.п.).
Освоен выпуск и однослойных пакетов с ручками для торговых сетей.
— Добрушская бумажная фабрика готовится освоить выпуск одноразовой посуды. Расскажите подробнее о проекте.
Т. З.: — Для переработки стандартной целлюлозы и вовлечения в оборот мягколиственной балансовой древесины на базе Добрушской бумажной фабрики построен завод по производству многослойного мелованного и немелованного видов картона. Он введен в эксплуатацию в июне 2021 года. С июня по декабрь 2021-го здесь выпущено 24,2 тысячи тонн картона. В 2022 году объем производства картона составил 105,1 тысячи тонн.
С вводом в эксплуатацию нового производства по выпуску картона ОАО «Управляющая компания холдинга «Белорусские обои» приняло решение о закупке технологии и оборудования для производства одноразовых бумажных стаканчиков. Таким образом, уже в начале 2023 года состоялась закладка участка по производству бумажных одноразовых стаканчиков мощностью до 18,5 миллиона стаканчиков в год. Все монтажные и пусконаладочные работы прошли успешно и завершены. Производственный участок функционирует в тестовом режиме. Производимая продукция проходит все необходимые испытания и сертификацию. На часть продукции уже получен первый сертификат о соответствии санитарным, гигиеническим и прочим требованиям, предъявляемым к одноразовой посуде техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/ 2011).
— Что в ближайших планах у концерна?
Т.З.: — В Беларуси отсутствует производство микрокрепированной мешочной бумаги, и предприятия-производители мешочной продукции вынуждены закупать ее по импорту. В то же время в рамках экологической политики государства и в целях исполнения поручения Главы государства концерн «Беллесбумпром» приступил к реализации инвестиционного проекта по созданию нового производства специальных видов бумаги, предусматривающего установку на базе ОАО «Светлогорский ЦКК» бумагоделательной машины по выпуску крафт-мешочной микрокрепированной бумаги из сульфатной целлюлозы собственного производства. Сроки реализации проекта — 2022–2025 годы. Запуск данного импортозамещающего производства позволит обеспечить внутренний рынок в кооперации с производителями мешков в таре для фасовки, в том числе цемента, сухих строительных смесей и тому подобного, и около 80 процентов продукции экспортировать.
Не бывает простых решений
— Каков потенциал развития в сфере переработки полимерных отходов?
В. К.: — Мы перерабатываем 30 процентов коммунальных отходов, а должны 90. Эта задача обозначена в «Стратегии обращения с отходами до 2035 года», которая предусматривает к 2035 году 90 и выше процентов переработки всех коммунальных отходов, включая и полимерные.
М. Т.: — Тут, наверное, нужно говорить не о потенциале переработки полимерных отходов, а о том, чтобы снижать количество их образования. Важно снизить количество образующейся пластиковой упаковки и перейти на экологически безопасную, в том числе из бумаги, картона и стекла.
В. К.: — Соглашусь с вами, Максим Александрович. В стратегии заложен принцип приоритетности недопущения образования отходов по отношению к другим способам обращения с отходами.
М. Т.: — Нужно отказаться от использования полимерной упаковки, не класть продукты в пластиковые одноразовые пакеты и заменить их на авоськи.
В. К.: — Действительно, нужно снова сделать авоськи и шоперы модными.
Вячеслав ШАХ: — Наше предприятие способно производить около 70 миллионов бумажных пакетов в месяц. Загрязнение планеты мусором — глобальная проблема, решить которую можно, объединив все силы и двигаясь в сторону совершенствования каждой сферы жизни.
Сегодня важно возвращаться к традиционным способам упаковки, как это делали наши бабушки и дедушки. Один из вариантов — класть товары в бумажную упаковку. Однако говорить о том, что она может полностью заменить полиэтиленовую, мы не можем, так как большое число продуктов в магазинах требует специальной упаковки. Но нужно с чего-то начинать, и
замена хотя бы 10 процентов потребления полиэтиленовой упаковки на бумажную оказала бы значительную роль в снижении воздействия пластиковой упаковки и ее отходов на окружающую среду и здоровье человека.
Это важно, потому что нахождение продукта в плотном контакте с полиэтиленом более 45 минут вызывает рост вредных бактерий для организма человека. Моду формируют торговые сети, а они не заинтересованы использовать бумажную упаковку, потому что полиэтилен дешевле, а использование бумажной упаковки приведет к росту цен на продукты. На мой взгляд, потребителю нужно давать право выбора. Это значит, что в торговых сетях должны быть равноправными условия продажи полиэтиленовых и бумажных пакетов.
В. К.: — Эти вопросы нужно продолжать обсуждать на круглых столах, конгрессах. По той причине, что не бывает простых решений. Правда всегда между. Давайте рассмотрим, что может представлять в разрезе одной торговой сети такая сбалансированная система тары и упаковки. Как сказал Вячеслав Евстафьевич, 10 процентов нам бы удалось заместить на бумажную упаковку. Думаю, что это и Максим Александрович поддержит. Далее — 30 процентов пластика замещаем на биоразлагаемую упаковку. И 50 процентов пока оставляем на полиэтиленовые пакеты. А оставшиеся 10 процентов исключим, как привычку к избыточному упаковыванию каждого огурца. Также добавлю о важности экологического образования людей. Во многих голливудских фильмах актеры выходят из магазина с бумажными пакетами, так прививается мода на правильные вещи. Почему бы и у нас не ввести моду на бумажные пакеты и авоськи?
Информация сайта SB.by