Дата уведомления 26.06.2018
Наименование объекта общественного обсуждения:
Организатор общественного обсуждения проекта Закона:
Место размещения проекта Законаhttp://www.minpriroda.gov.by/ru/ob_obsuzd_ru/
Обоснование необходимости разработки и принятия проекта закона
Проект Закона предусматривает корректировку статей 15.1 и 15.32 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
В статью 15.1 вносятся редакционные правки в части приведения названия статьи и состава административного правонарушения в соответствии с действующим законодательством.
В статье 15.32 КоАП предлагаются следующие изменения и дополнения.
Согласно существующей правоприменительной практики, за нарушение требований к содержанию и (или) разведению в неволе диких животных, их транспортировке виновные лица привлекаются к административной ответственности по части 3 статьи 15.32 КоАП, предусматривающей административное взыскание в виде наложения штрафа.
Однако, такая мера является недостаточной и не способствует обеспечению безопасности граждан, так как отдельные виды диких животных способны причинить вред жизни и здоровью граждан, а также не способствует защите диких животных, поскольку, в ряде случаев владельцы диких животных не соблюдают условия содержания диких животных, в частности, это касается экзотических животных.
Например, за содержание детеныша льва в квартире многоквартирного жилого дома в г. Минске, гражданка привлечена к административной ответственности в виде штрафа по части 3 статьи 15.32 КоАП. Вместе с тем, указанное обстоятельство не поспособствовало улучшению условий содержания этого дикого животного. Также можно привести пример, вызвавший широкий общественный резонанс, с гастролированием на территории Республики Беларусь передвижного зверинца «Афро-Зоо». За полгода ему было выдано несколько предписаний и наложены штрафы, однако, условия содержания диких животных в указанном передвижном зверинце не изменились.
В целях защиты диких животных, содержащихся и разведенных в неволе, считаем необходимым дополнительно предусмотреть в санкции части 3 статьи 15.32 КоАП возможность конфискации диких животных.
Таким образом, предлагается за нарушение требований к содержанию и (или) разведению в неволе диких животных, их транспортировке предусмотреть наложение штрафа с конфискацией диких животных, независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации, на усмотрение должностных лиц, привлекающих к ответственности, с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения.
Кроме того, частью третьей статьи 18 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 18 июля 2016 года) определено, что охрана объектов растительного мира обеспечивается, в том числе, путем установления ответственности юридических лиц и граждан за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране и использовании растительного мира.
Административная ответственность за правонарушения в области обращения с объектами растительного мира отчасти предусмотрена статьями 15.1, 15.8, 15.22, 15.26, 15.57 и 15.58 КоАП.
Вместе с тем, Закон Республики Беларусь «О растительном мире» устанавливает ряд обязанностей для пользователей земельных участков или водных объектов в области обращения с объектами растительного мира (статьи 9, 25, 27), ответственность за несоблюдение которых КоАП не предусматривает.
В частности, отсутствует норма, предусматривающая ответственность за непроведение или нарушение порядка проведения мероприятий по регулированию распространения и численности дикорастущих растений, относящихся к видам, распространение и численность которых подлежат регулированию, за непроведение или нарушение порядка учета объектов растительного мира и обращения с ними, несвоевременное представление или непредставление информации в государственный кадастр растительного мира.
Справочно.
Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2016 № 1002 «О некоторых вопросах регулирования распространения и численности видов растений» регулированию распространения и численности подлежат 7 видов дикорастущих растений, которые оказывают вредное воздействие и (или) представляют угрозу биологическому разнообразию, жизни и здоровью граждан (борщевик Сосновского, золотарник канадский и др.).
В настоящее время на территории республики установлено около 4,5 тыс. мест произрастания инвазивных видов растений на площади2,9 тыс. га, среди которых наиболее опасным и агрессивным является борщевик Сосновского. Наиболее инвазированными в республике являются Витебская и Минская области, на долю которых приходится соответственно 72 % и 12% от общей площади произрастания данного растения.
Введение административной ответственности и применение мер административного воздействия в отношении виновных лиц будет направлено в итоге на обеспечение безопасной и благоприятной для жизни и здоровья граждан окружающей среды.
Существующая практика по выдаче территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее – территориальные органы Минприроды) предписаний на удаление указанных дикорастущих растений и привлечения к административной ответственности в случае их невыполнения (по статье 23.1 КоАП) недостаточно эффективна, так как:
землепользователи не стимулированы к выполнению возложенных на них Законом обязанностей по регулированию распространения и численности дикорастущих растений и учета объектов растительного мира и обращения с ними без дополнительного указания на это в предписании со стороны территориальных органов Минприроды;
общая площадь произрастания данных видов растений в Беларуси измеряется тысячами гектаров, количество мест их произрастания – тысячами штук;
по отдельным видам растений (например, борщевик Сосновского) работы по их удалению необходимо проводить несколько раз в течение года.
Кроме того, Главой Администрации Президента Республики Беларусь Кочановой Н.И. неоднократно обращалось внимание на вопрос по борьбе с борщевиком Сосновского, который активно распространяется и занимает значительные площади, а также о принятии необходимых мер для комплексного решения вопроса по обозначенной проблематике. По данному вопросу был также дан ряд поручений Правительства Республики Беларусь.
Аналогичные нормы в отношении нарушений требований законодательства об охране и использовании животного мира предусмотрены статьей 15.32 КоАП.
В этой связи, предлагается дополнить статью 15.32 частями 8-10, которые будут устанавливать административную ответственность за нарушение требований законодательства об охране и использовании растительного мира, изменив при этом и ее название, дополнив словами «и растительного».
С учетом внесения предлагаемых дополнений в КоАП требуется одновременно внести дополнения в Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) в части корректировки части 1 статьи 3.30 ПИКоАП.
В целях повышения эффективности работы, направленной на борьбу с распространением инвазивных видов растений, предлагается наделить правом на составление протоколов об административных правонарушениях по частям 8 и 10 статьи 15.32 КоАП уполномоченных должностных лиц сельских, поселковых, районных, городских и областных исполнительных комитетов, администраций районов в городах (часть 1 пункта 2 статьи 3.30 ПИКоАП) и организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги (пункт 12 статьи 3.30 ПИКоАП).
Предложение о наделении должностных лиц вышеуказанных государственных органов (организаций) правом на составление протоколов об административных правонарушениях по статье 15.32 КоАП мотивировано проводимой ими работой по поддержанию в надлежащем состоянии территорий, направленной в том числе на борьбу с инвазивными видами растений, а также фактами их произрастания в населенных пунктах и за их пределами.
Так, республиканским планом мероприятий по наведению порядка на земле в 2018 году, утвержденным заместителем Премьер-министра Республики Беларусь Русым М.И. 13.02.2018 № 06/214-36/107, предусмотрено мероприятие по регулированию распространения и численности борщевика Сосновского, исполнителями по которому являются местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы и организации.
Кроме того, согласно ПИКоАП в компетенцию организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих коммунальные услуги, входит в том числе составление протоколов об административных правонарушениях, касающихся нарушений законодательства об охране и использовании растительного мира (часть 3 ст. 15.2, ст. 15.30 КоАП). Полагаем целесообразным наделение этих организаций правом на составление протоколов об административных правонарушениях по дополняемым статью 15.32 КоАП частям 8 и 10, в том числе за нарушение иных требований законодательства об охране и использовании растительного мира (например, за несоответствие обрезки деревьев и кустарников установленным требованиям, самовольную посадку гражданами деревьев, кустарников на землях общего пользования, занятых инженерными сетями, и др.).
Принятие Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительныйкодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» не потребует расходования дополнительных средств из республиканского бюджета.
Сроки проведения общественных обсуждений
26.06.2018 - 02.07.2018
(начало и окончание)
Орган, принимающий решение:
Президент Республики Беларусь
Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь
Совет Министров Республики Беларусь
Характер возможного экологически значимого решения:
Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительныйкодексРеспублики Беларусь об административных правонарушениях»
Проект Закона Республики Беларусь подлежит общественному обсуждению в соответствии с требованиями Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20.03.2012 № 247 «О некоторых вопросах организации общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов по развитию предпринимательства и внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 2070».