О порядке устройства и эксплуатации гражданами автономных (местных) систем водоотведения (канализации) жилых домов на земельных участках индивидуальной (усадебной) застройки

17.05.2021

В связи с поступающими обращениями граждан о порядке организации ими автономных (местных) систем водоотведения (канализации) жилых домов на земельных участках индивидуальной (усадебной) застройки (далее – автономные системы канализации), а также существующих требованиях к их эксплуатации Минприроды разъясняет следующее. 

По результатам проведенных консультаций с Минстройархитектуры, Минздравом и Минжилкомхозом установлено, что данный вопрос следует рассматривать в совокупности норм: 
  1. Законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности; 
  2. Законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
  3. Природоохранного законодательства. 

Согласно Закону Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» проектная документация разрабатывается на возведение объектов строительства, под которыми понимаются капитальные строения (здания, сооружения), их части (включая изолированные помещения), инженерные и транспортные коммуникации, их части, иные объекты недвижимого имущества, к которым в том числе относятся сооружения автономных систем канализации. 

Предоставление разрешительной документации, рассмотрение вопросов разработки и согласования проектной документации на строительство автономных систем канализации, входит в компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов и их структурных подразделений по месту нахождения земельного участка. 


  • Минстройархитектуры - СН 4.01.02-2019 «Канализация. Наружные сети и сооружения», СН 3.01.03-2020 «Планировка и застройка населенных пунктов»; 
  • Минздрава - Санитарные нормы и правила «Требования к системам водоотведения населенных пунктов», утвержденные постановлением Минздрава от 15.05.2012 № 48. 

Согласно требованиям данных ТНПА автономные системы канализации, эксплуатируемые на постоянной основе (по схеме с резервуаром-накопителем (выгребом) нечистот и их вывозом ассенизационным транспортом), а также с автономными очистными сооружениями (септики с фильтрующими колодцами, фильтрующие траншеи и др.) следует использовать при площади участка 600,0 м2 и более в благоприятных инженерно-геологических и гидрологических условиях, которые оцениваются при разработке проектной документации. 

Одновременное использование автономных систем питьевого водоснабжения (артскважина) и систем хозяйственно-бытовой канализации допускается при площади участка 1200 м2 и более. 

Устройство водонепроницаемых выгребов допускается для отдельно стоящих зданий при расходе хозяйственно-бытовых сточных вод до 1,0 м3/сут с периодическим вывозом сточных вод на ближайшие сооружения очистки сточных вод. Септики следует проектировать в виде одно- или многокамерных емкостей с водонепроницаемыми стенками и днищем, наружные поверхности которых должны быть гидроизолированы. Однокамерные септики следует предусматривать при расходе сточных вод до 1,0 м3/сут, при большем расходе - двухкамерные и многокамерные. Рабочая глубина - не менее 1,3 м. 

Сточную воду после отстаивания в септиках допускается сбрасывать в окружающую среду с применением следующих приемников сточных вод: фильтрующие колодцы, подземные поля фильтрации, фильтрующие траншеи и песчано-гравийные фильтры (требования пункта 2.44 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности»). Их выбор зависит от расхода сточных вод и типа грунтов. 

Объемы септиков, их количество, а также приемники сточных вод для сброса в окружающую среду определяются в проектной документации расчетом. 

Согласно информации Минстройархитектуры, проектная документация по канализации жилого дома разрабатывается в соответствии с техническими условиями на канализацию и иными исходными документами, выдаваемыми в составе разрешительной документации по объекту строительства. Приемка в эксплуатацию и осуществление контроля за их эксплуатацией входит в компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов и их структурных подразделений по месту нахождения земельного участка. 

С целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при эксплуатации автономных систем канализации необходимо соблюдать санитарно-защитные зоны (от сооружений очистки сточных вод до обслуживаемого объекта), которые составляют для: водонепроницаемых выгребов, септиков - не менее 5 м; фильтрующих колодцев - не менее 8 м; полей подземной фильтрации - не менее 15 м; фильтрующих траншей, песчано-гравийных фильтров - не менее 25 м. 

Согласно разъяснениям Минздрава, государственный санитарный надзор за возведением и эксплуатацией гражданами автономных систем канализации не осуществляется. 

Контроль со стороны территориальных органов Минприроды при эксплуатации автономных систем канализации осуществляется на предмет соблюдения режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах. Согласно требованиям пункта 3 статьи 53 Водного кодекса существующие на территории водоохранных зон населенные пункты, промышленные, сельскохозяйственные и иные объекты должны быть благоустроены, оснащены централизованной системой канализации или водонепроницаемыми выгребами, другими устройствами, обеспечивающими предотвращение загрязнения, засорения вод, с организованным подъездом для вывоза содержимого этих устройств, системами дождевой канализации. 


Согласно разъяснениям Минжилкомхоза, услуги по вывозу содержимого выгребов оказываются населению на платной основе и договорных отношениях по тарифам, сформированным самостоятельно субъектами хозяйствования или по согласованию с населением и не подлежит государственному регулированию (Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь»). Вопрос заключения договора на оказание данной услуги на длительный срок (несколько лет) или только на момент оказания услуги необходимо решать в рамках гражданско-правового законодательства. 

В случае обнаружения неясностей в понимании положений вышеуказанных нормативных правовых актов, в том числе технических, за толкованием следует обращаться непосредственно к их разработчику.
Версия для печати