Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь
Главная/ Справочная информация/ Вопрос-ответ/разъяснения/ О некоторых вопросах проведения локального мониторинга окружающей среды

О некоторых вопросах проведения локального мониторинга окружающей среды

17.01.2025
1. Каким документом установлен перечень юридических лиц, осуществляющих локальный мониторинг, количество и местонахождение источников вредного воздействия на окружающую среду?

Перечень пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды, перечень параметров, периодичность наблюдений и перечень юридических лиц, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды, определен постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11 января 2017 г. № 5 «О локальном мониторинге окружающей среды».

2. Какая отчетность должна представляться природопользователями по результатам локального мониторинга окружающей среды?

Данные локального мониторинга окружающей среды передаются в информационно-аналитический центр локального мониторинга окружающей среды:

в течение 15 календарных дней после проведения наблюдений по формам согласно приложениям 1 – 4 к Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды, утвержденную постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды», в электронном виде (формат MS-Excel) и на бумажном носителе;

для стационарных источников выбросов, оснащенных АСК, с 1 января 2022 г. в непрерывном режиме и ежемесячно в течение 15 календарных дней после осуществления наблюдений по форме согласно приложению 1 к Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды, утвержденную постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды», в электронном виде (формат MS-Excel) и на бумажном носителе. Фактическими значениями наблюдений посредством АСК являются среднемесячные значения выбросов загрязняющего вещества в атмосферный воздух.

Информационно-аналитический центр локального мониторинга окружающей среды функционирует на базе государственного учреждения «Республиканский центр аналитического контроля в области охраны окружающей среды».

3. Какие действия необходимо предпринять природопользователю в случае ликвидации пунктов наблюдения локального мониторинга выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух?

В случае ликвидации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, являющихся пунктами наблюдения локального мониторинга, природопользователь в письменной форме уведомляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

4. Какими нормативными правовыми актами регулируется вопрос установления количества пробных площадок локального мониторинга окружающей среды, объектом наблюдения которого являются земли?

Согласно пункту 122 главы 10 экологических норм и правил ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18 июля 2017 г. № 5-Т:

организация локального мониторинга, объектом наблюдения которого являются земли, включает организацию природопользователем проведения предварительного обследования земель в районе расположения выявленных или потенциальных источников вредного воздействия на них для определения источников и характера химического загрязнения земель, количества и местоположения пробных площадок. 

Обследование земель осуществляется с использованием методов почвенно-геохимической съемки и ландшафтно-геохимического профилирования.

пробные площадки для проведения локального мониторинга, объектом наблюдения которого являются земли, устанавливаются природопользователем на основании результатов предварительного обследования с учетом расположения источников химического загрязнения и характера загрязнения, особенностей рельефа местности и типа почв, иных факторов, влияющих на миграцию загрязняющих веществ.

Количество пробных площадок на пункте наблюдений устанавливается с учетом площади земель, подвергающихся химическому загрязнению в зависимости от площади земельного участка объекта, входящего в перечень пунктов наблюдений (при расчете площади не учитывается площадь под зданиями, сооружениями, дорожным и иным искусственным покрытием):
  • до 0,5 га – не менее 2 пробных площадок;
  • от 0,5 до 1 га – не менее 3 пробных площадок;
  • от 1 до 5 га – не менее 5 пробных площадок;
  • от 5 до 10 га – не менее 8 пробных площадок;
  • от 10 до 100 га – не менее 15 пробных площадок;
  • от 100 га и более – не менее 20 пробных площадок.
В границах санитарно-защитной зоны для оценки воздействия деятельности природопользователя на землю (почвы) устанавливаются дополнительные пробные площадки.
Все новости