С учетом результатов обсуждения на заседании Координационного совета по вопросам обращения с отходами, состоявшемся 15 ноября 2024 года, ситуаций, возникающих в хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при обращении с отходами, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды разъясняет следующие вопросы по применению положений Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» (в редакции Закона Республики Беларусь от 29.12.2023 № 333-З) (далее – Закон).
1. Определение алгоритма (методики) работы организаций-перевозчиков отходов по «сбору, вывозу и передаче» (далее – передача) на захоронение отходов производства, в том числе опасных отходов и отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), без передачи права собственности на такие отходы
Перевозка отходов производства, в том числе «отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения», для передачи на объект захоронения отходов (далее, если не указано иное, – полигон) без перехода права собственности на такие отходы может производиться одним из следующих способов:
1) заключение производителем отходов (далее – Производитель) гражданско-правового договора (далее – договор) на оказание услуги по перевозке отходов с организацией, оказывающей услуги по перевозке отходов (далее – Перевозчик), в котором целесообразно предусмотреть условия, определяющие порядок передачи отходов на полигон,
то есть субъекту хозяйствования, эксплуатирующему полигон (далее – Собственник полигона), условия заключения договора с собственником полигона, а также условия по:
графику перевозки отходов Производителя на полигон;
количеству отходов, предполагаемых к перевозке на захоронение;
ежеквартальному предоставлению Перевозчиком Производителю информации о фактическом количестве отходов, переданных на захоронение, с учетом результатов взвешивания отходов на полигоне на основании перерасчета и последующего распределения переданных на захоронение отходов в разрезе по Производителям (собственникам) отходов, в тех случаях, когда в одном транспортном средстве находились отходы более чем одного Производителя;
порядок взаимодействия Перевозчика с Собственником полигона целесообразно установить в договоре, заключаемом между ними, определив в нем один из способов регулирования отношений, связанных с захоронением отходов Заказчика в рамках заказанной услуги у Перевозчика – это заключение одного гражданско-правового договора с Собственником полигона, с указанием в нем всех Заказчиков, которым оказываются услуги по перевозке отходов, либо заключение договора с Собственником полигона по каждому Заказчику в отдельности. В этом случае такие договоры заключаются на основании уполномочивания (поручения) Производителем Перевозчика на заключение от его имени договора с Собственником полигона, а также на оплату услугу по захоронению отходов и суммы экологического налога за захоронение отходов производства;
2) заключение трехстороннего договора между Производителем, Перевозчиком и Собственником полигона на условиях, указанных выше;
3) в случае, если Собственник полигона осуществляет перевозку отходов с целью захоронения на эксплуатируемом им полигоне – заключение с Производителем (собственником) отходов договора на выполнение услуги по перевозке и захоронению отходов.
Аналогичным образом могут быть урегулированы отношения, связанные с передачей (перевозкой) на захоронение опасных отходов.
Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства согласно пункту 2 статьи 246 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Налоговый кодекс) признаются собственники отходов производства.
При этом экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется владельцами объектов захоронения отходов и предъявляется ими собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов (пункт 4 статьи 251 Налогового кодекса).
Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы отходов производства, направленных в налоговом периоде на объекты захоронения отходов на захоронение (статья 248 Налогового кодекса).
С учетом информации Министерства по налогам и сборам следует учитывать, что пунктом 2 статьи 42 Налогового кодекса право исполнить налоговое обязательство за плательщика предоставлено любому лицу, однако пунктом 2 статьи 252 Налогового кодекса предусмотрены особенности по уплате экологического налога за захоронение отходов производства в бюджет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 252 Налогового кодекса исполнение налогового обязательства плательщика по уплате экологического налога за захоронение отходов производства в бюджет возлагается на владельцев объектов захоронения отходов производства в пределах сумм экологического налога за захоронение отходов производства, поступивших от собственников отходов производства. Собственники отходов производства перечисляют экологический налог за захоронение отходов производства не в бюджет, а владельцам объектов захоронения отходов отдельной платежной инструкцией непосредственно в момент оплаты услуг по захоронению отходов, но не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Исходя из вышеизложенного, нормы пункта 2 статьи 42 Налогового кодекса при перечислении экологического налога за захоронение отходов производства плательщиком этого налога владельцу объекта захоронения отходов производства не применяются.
Согласно подпункту 2.8 пункта 2 статьи 247 Налогового кодекса не признается объектом налогообложения захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства пятьдесят и менее тонн в год в целом по плательщику.
Согласно пункту 13 статьи 2 Закона совершение сделок с отходами регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами. Законом предусмотрено, что право собственности на отходы приобретают субъекты хозяйствования на основании сделки об отчуждении отходов, в том числе и в целях их захоронения на объектах, включенных в реестр объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов. Таким образом, субъекты хозяйствования, эксплуатирующие объекты захоронения отходов, могут приобретать право собственности на отходы производства, поступившие им на захоронение на основании сделки (договора). При этом экологический налог за захоронение отходов производства предъявляется владельцем объекта захоронения их производителю на основании фактических объемов, направленных ему на захоронение (статьи 246, 248, 251 Налогового кодекса).
2. Переход права собственности на отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), собственнику объекта сортировки, имеющему соответствующие мощности для сортировки отходов. Необходимость получения разрешения на захоронение части отходов («хвостов»), остающейся после извлечения из его состава вторичных материальных ресурсов и подлежащих обезвреживанию опасных отходов при наличии договора на захоронение, заключенного с собственником объекта захоронения.
В соответствии с абзацем третьим части первой пункта 1 статьи 3 Закона право собственности на отходы субъекты хозяйствования приобретают на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность.
Отчуждение (передача права собственности) отходов с целью сортировки с учетом требования подпункта 3.1 пункта 3 статьи 3 Закона может производиться субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность, связанную с сортировкой отходов.
При этом на сортировку, исходя из данного в пункте 35 статьи 1 Закона определения, могут передаваться только отходы потребления и отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, для разделения по видам и извлечения из них вторичных материальных ресурсов и (или) подлежащих обезвреживанию отходов в целях их дальнейшей передачи на использование и (или) обезвреживание.
В соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь» отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, соответствуют коду отходов – 9120400.
Таким образом, отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, могут отчуждаться с целью их сортировки субъекту хозяйствования, осуществляющему деятельность, связанную с сортировкой отходов, на основании договора.
Одновременно следует учитывать, что Производитель отходов не освобождается от обязанности осуществлять сбор отходов производства, в том числе отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, и разделение их по видам в соответствии с частью первой пункта 1 статьи 25 Закона.
Без разделения по видам сбор отходов производства допускается только в случае, если осуществляется сбор отходов производства, направляемых на захоронение и имеющих идентичные агрегатное состояние, степень опасности и класс опасности.
Принятые в собственность отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), после извлечения из них вторичных материальных ресурсов и (или) подлежащих обезвреживанию отходов направляются субъектом хозяйствования, осуществляющим деятельность, связанную с сортировкой отходов, на захоронение путем передачи их Собственнику полигона (на объект, включенный в реестр объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов).
Направляемый на захоронение вид отходов – отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400) после сортировки («хвосты»), не меняет свое наименование и код.
Учитывая, что отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, образовавшиеся у их Производителя, относятся к коммунальным отходам (постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 26.12.2019 № 31 «Об установлении перечня отходов, относящихся к коммунальным отходам») и перевозка их на полигон осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сбор и вывоз отходов производства, относящихся к коммунальным отходам, в соответствии с абзацем вторым пункта 3 Положения об основаниях, условиях, порядке выдачи, приостановления действия и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 ноября 2019 г. № 818 (далее – Положение о выдаче разрешения), получение разрешения на хранение и захоронение отходов производства «хвостов» у Сортировщика не требуется.
3. Отчуждение отходов на заготовку. Необходимость включения в реестр организаций, осуществляющих сбор, заготовку, сортировку отходов субъектов хозяйствования, осуществляющих сбор, заготовку, сортировку отходов производства от юридических лиц
Отчуждение отходов с целью их заготовки в соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 статьи 3 Закона может производиться субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность, связанную с заготовкой отходов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона заготовка осуществляется в отношении отходов, образующихся после утраты товарами и упаковкой потребительских свойств (далее – отходы товаров и упаковки) в целях их накопления и дальнейшей передачи на использование и (или) обезвреживание.
Требования к обращению с отходами товаров и упаковки регламентированы статьей 22 Закона, а также Указом Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. № 388 «Об обращении с отходами товаров и упаковки» (далее – постановление № 388) и иными актами законодательства, регулирующими вопросы обращения с отходами товаров и упаковки.
Виды отходов товаров и упаковки приведены в приложении 2 к Положению о порядке, условиях применения и требованиях к собственной системе сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки, утвержденному постановлением № 388, и включат:
- масла моторные, смазочные отработанные;
- отходы пластмасс;
- изношенные шины, покрышки и камеры резиновые;
- отходы бумаги и картона, в том числе с покрытием, пропиткой или ламинированные пластмассой;
- отходы стекла;
- отходы электрического и электронного оборудования;
- отработанные элементы питания (батарейки);
- ртутные лампы отработанные, люминесцентные трубки отработанные, ртутные термометры отработанные.
Регистрации в реестре организаций, осуществляющих сбор, заготовку, сортировку отходов, подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор, заготовку, сортировку отходов, за исключением случаев осуществления такой деятельности только в отношении отходов производства.
Таким образом, обязанность субъектов хозяйствования по включению в реестр отсутствует не только у тех, кто осуществляет заготовку отходов, относящихся к отходам производства, но и у тех, кто не намерен получать компенсацию в соответствии с постановлением № 388 либо не имеет собственной системы сбора в рамках постановления № 388. Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность, связанную с заготовкой отходов, могут осуществлять свою деятельность без обязательного включения в реестр.
4. Приобретение права собственности на отходы юридическим лицом, оказывающим услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в отношении отходов потребления и отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения – с момента размещения коммунальных отходов в санкционированных местах хранения отходов физическими лицами, а также субъектами хозяйствования, являющимися одновременно производителями и собственниками таких отходов.
Определение алгоритма (методики) работы предприятий- перевозчиков отходов по передаче (перевозке) на захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), когда право собственности на них приобретает юридическое лицо, оказывающее услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (перевозчик), с момента размещения коммунальных отходов в санкционированных местах хранения отходов субъектами хозяйствования, являющимися одновременно производителями и собственниками таких отходов
В рассматриваемой ситуации необходимо разграничивать виды отходов и порядок обращения с ними при передаче в собственность с целью захоронения, поскольку отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), не аналогичны отходам потребления.
В силу требования абзаца четвертого части первой пункта 1 статьи 3 Закона юридическому лицу, оказывающему услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, могут отчуждаться только отходы потребления.
Передача права собственности в отношении отходов производства, подобным отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), может осуществляться на основании абзаца третьего части первой пункта 1 статьи 3 Закона в целях, указанных в пункте 3 статьи 3 Закона.
5. Получение разрешения на захоронение твердых коммунальных отходов в случае их захоронения на объектах захоронения, на которых осуществляется захоронение таких отходов в соответствии с заключенными договорами на оказание услуги по их захоронению
К коммунальным отходам относятся все отходы потребления, а также отходы производства, включенные в перечень отходов, относящихся к коммунальным отходам, установленный постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 26 декабря 2019 г. № 31 (далее – Перечень).
Разрешение на захоронение отходов выдается в установленном законодательством порядке только в отношении отходов производства.
Случаи, когда не требуется получение разрешения на захоронение отходов производства, определены в пункте 3 Положения о выдаче разрешения. В частности, не требуется получение разрешения, если захоронение образовавшихся в результате деятельности заявителя отходов производства, которые отнесены в соответствии с законодательством об обращении с отходами к коммунальным отходам и вывоз которых осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сбор и вывоз отходов производства, относящихся к коммунальным отходам.
Согласно пункту 33 статьи 1 Закона сбор отходов - накопление отходов в местах временного хранения отходов в целях последующего их удаления, соответственно сбор отходов обеспечивается Производителями отходов и в пункте 3 речь идет о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, оказывающих услуги по вывозу отходов производства, относящихся к коммунальным на захоронение.
Таким образом, производители отходов производства либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, не получают разрешение при выполнении следующих условий – захораниваемые отходы производства:
1) относятся к коммунальным отходам (их коды, наименования и источники образования указаны в пункте 2 Перечня);
2) вывозятся на захоронение субъектами хозяйствования, оказывающими такие услуги.
При этом, производители отходов производства либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, должны заключить договор с Собственником полигона.
Санкционированным местом захоронения отходов в указанном случае является объект захоронения отходов, указанный в договоре между Производителем отходов (Перевозчиком) и Собственником полигона.
Норма, изложенная в части второй пункта 3 Положения о выдаче разрешения, применяется при заключении договоров, предложенных в пункте 1 разъяснений.
6. При наличии у Заказчика арендаторов, приобретение права собственности на отходы которого не происходит, необходимо ли запрашивать сведения по каждому арендатору, является ли он плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства. В случае, если арендатор является плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства, обязан ли Заказчик предоставить информацию о количестве отходов производства у арендатора, направленных в налоговом периоде на захоронение
Согласно пункту 2 статьи 246 Налогового кодекса плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства признаются собственники отходов производства.
Таким образом, в случае когда арендодатель (Заказчик) не является собственником отходов производства (т.е. не приобретает права собственности на отходы производства, образовавшиеся у его арендаторов, с момента их образования), обязанность по уплате экологического налога возлагается на арендаторов – производителей
и, соответственно, собственников таких отходов.
Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется владельцами объектов захоронения отходов и предъявляется ими собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов (пункт 4 статьи 251 Налогового кодекса).
В целях упорядочения вопросов, возникающих у субъектов хозяйствования при арендных отношениях, целесообразно при заключении гражданско-правового договора такие вопросы определять в условиях договора.
При этом согласно статье 252 Налогового кодекса налоговые декларации (расчеты) за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов представляются в налоговый орган владельцами объектов захоронения отходов.
Исполнение налогового обязательства плательщика за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства возлагается на владельцев объектов захоронения отходов производства в пределах сумм экологического налога за захоронение отходов производства, поступивших от собственников отходов производства.
7. Каким образом необходимо определять Заказчику количество отходов для применения льготы по отходам производства, подобным отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов 50 и менее тонн в год (подпункт 2.8 пункта 2 статьи 247 Налогового кодекса), если отсутствует разрешение на захоронение отходов производства и акт инвентаризации отходов производства (воинские части, индивидуальные предприниматели и микроорганизации), а в договоре по обращению с твердыми коммунальными отходами указан только объем отходов производства, подлежащих захоронению
Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется владельцами объектов захоронения отходов и предъявляется ими собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов (пункт 4 статьи 251 Налогового кодекса).
Налоговая база экологического налога определяется, если иное не установлено частью второй статьи 248 Налогового кодекса, как фактические объемы отходов производства, направленных в налоговом периоде на объекты захоронения отходов на захоронение или для использования в качестве изолирующего слоя (статья 248 Налогового кодекса).
Таким образом, исходя из фактического количества отходов, направленных на захоронение, определяемого по результатам взвешивания отходов на объекте захоронения, владелец объекта захоронения исчислят экологический налог с учетом норм подпункта 2.8 пункта 2 статьи 247 Налогового кодекса.
Согласно подпункту 1.7 пункта 1 статьи 19 Закона микроогранизации обязаны вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами.
В случае, когда в одном транспортном средстве находились отходы более чем одного Производителя, Перевозчик в рамках заключенного с Собственником полигона договора предоставляет информацию Собственнику полигона о фактическом количестве отходов, переданных на захоронение, с учетом результатов взвешивания отходов на полигоне на основании перерасчета и последующего распределения переданных на захоронение отходов в разрезе по Производителям (собственникам) отходов (пункт 1 разъяснений).