Водные ресурсы, как один из видов природных ресурсов, являются национальным достоянием во всех странах мира, и вопросы эффективного управления ими являются важной стратегической задачей для любого государства.
В 1993 году Генеральной Ассамблеей ООН день 22 марта был объявлен, как Всемирный день водных ресурсов, призывающий привлечь внимание к существующим экологическим проблемам состояния водных объектов и в целом напоминающий о важности воды и бережном ее использовании. Тема Дня 2018 года - Природа и вода.
Девиз Международного дня воды подчеркивает великое значение нехитрого сочетания водорода и кислорода: это – основа человеческой жизни (да и сам человек на 2/3 состоит из воды) и один из наиболее ценных природных ресурсов. Без воды невозможно было бы человеческое существование. Без воды не было бы цивилизации. В связи с постоянным ростом населения и развитием промышленности значение воды и необходимость ее экологической защиты резко возрастает.
Всем нам надо помнить о том, что ресурсы воды не безграничны, и наше здоровье и жизнь прямо зависят от ее количества и качества.
Несмотря на то, что водные ресурсы Республики Беларусь страны достаточны для удовлетворения современных и перспективных потребностей в республике проводится ряд мер, направленных на рациональное использование и охрану водных ресурсов.
Обеспеченность водными ресурсами на душу населения в республике близка к среднеевропейской (5,8 тыс. м3 на одного жителя), но при этом значительно выше, чем в соседних странах – Польше и Украине (1,7 тыс. м3). Наиболее обеспечены водными ресурсами Витебская и Гродненская области, наименее – Брестская и Гомельская.
В связи с переходом на применение наилучших доступных технических методов за последние 15 лет сократились объемы добычи (изъятия) вод на 20 %. Наблюдается устойчивая тенденция к сокращению удельного водопотребления на душу населения с 214 до 137 л/сут./чел., а также объемов использования воды на производственные нужды на 246 млн. м3 (47 %).
Наблюдается тенденция к сокращению объема сброса недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты, который по отношению к 2000 г. уменьшился на 16,2 млн. м3 (65 %).
Эффективным инструментом недопущения сверхнормативных сбросов загрязняющих веществ является проведение на регулярной основе аналитического (лабораторного) контроля. Ежегодно проводится анализ более 10 тысяч проб воды, контролируются более 500 выпусков сточных вод в поверхностные водные объекты.
В рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, которая функционируют в Республики Беларусь с 1993 года, проводится мониторинг поверхностных и мониторинг подземных вод.
Существующая государственная сеть наблюдений за состоянием поверхностных вод насчитывает 297 пунктов наблюдений, расположенных на 160 водных объектах. Преобладающее количество участков водотоков и водоемов (93 %), охваченных регулярными наблюдениями, соответствует «хорошему» и «отличному» гидрохимическому статусу.
Мониторинг подземных вод проводится на 96 гидрогеологических постах по 341 режимным наблюдательным скважинам. По данным мониторинга подземных вод за истекший период физико-химический состав подземных вод также практически не изменился. Выявленные случаи превышения гигиенических нормативов объясняются влиянием как природных, так и антропогенных факторов в основном сельскохозяйственного и коммунально-бытового происхождения.
Вместе с тем, несмотря на ряд положительных тенденций, есть и отрицательные моменты. Так, в настоящее время остро стоит проблема очистки производственных сточных вод, отводимых в сети коммунальной канализации.
Водным кодексом Республики Беларусь установлены требования на необходимость устройства локальных очистных сооружений в случае невозможности обеспечить допустимую концентрацию загрязняющих веществ в составе производственных сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты. Однако, на практике это требование не всегда соблюдается. Большинство предприятий, отводят свои производственные сточные воды в систему канализации населенных пунктов без предварительной очистки их на локальных очистных сооружениях, что оказывает негативное влияние на работу коммунальных очистных сооружений, которые не предусмотрены для очистки производственных сточных вод.