В рамках планируемого к подписанию соглашения между Республикой Беларусь и КНР в области охраны окружающей среды, Минприроды проведен анализ существующей системы природопользования в Китайской Народной Республике.
В ходе проведенной 3-х недельной стажировки сотрудника Минприроды в КНР, организованной по приглашению Министерства коммерции КНР, было изучено законодательство Китайской Народной Республики в части охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов индустриального парка, нормативы качества компонентов окружающей среды (воздух, вода, почва) и нормативы допустимого воздействия на компоненты окружающей среды (человек, животный и растительный мир, вода, воздух, почва).
В КНР охране окружающей среды уделяется особое значение. Регулированием вопросов охраны окружающей среды занимаются:
1. Министерство охраны окружающей среды (г.Пекин),
2. Муниципальное управление охраны окружающей среды,
3. Комитет управления промпарка, включающий департамент охраны окружающей среды.
Министерство охраны окружающей среды КНР устанавливает общенациональные стандарты качества окружающей среды и осуществляет единое управление в общегосударственном масштабе. Муниципальное управление охраны окружающей среды может устанавливать местные стандарты качества окружающей среды и осуществляет единое руководство в пределах своего административного района.
В настоящее время на базе Конституции КНР сформирована нормативная система в области охраны окружающей среды. Основным законодательным актом является «Закон КНР об охране окружающей среды». Разработаны также специальные законы, регламентирующие охрану окружающей среды по разным направлениям. В их числе: «Закон о предотвращении и ликвидации загрязнения вод»; «Закон о предотвращении и ликвидации загрязнения атмосферы»; «Закон о предотвращении и ликвидации загрязнения окружающей среды твердыми отходами»; «Закон об охране окружающей среды морей и океанов»; «Лесной кодекс»; «Закон о степях»; «Закон о рыбном промысле»; «Закон об ископаемых ресурсах»; «Закон о землеустройстве»; «Закон о воде»; «Закон об охране дикой фауны»; «Закон о предотвращении эрозии почв»; «Сельскохозяйственный кодекс».
Кроме того, в КНР разработано более 30 административно-нормативных актов. Среди них такие, как «Положение о предотвращении и ликвидации загрязнения шумами», «Положение о природных заповедниках», «Положение о защите от радиоактивного излучения при обращении с радиоактивными изотопами и установками», «Положение о контроле за опасными химическими веществами», «Положение об охране окружающей среды в районах разведки и добычи морской нефти», «Положение о контроле за утилизацией отходов в морском бассейне», «Положение о мерах по охране дикой фауны».
Важной составной частью нормативной системы являются стандарты. В области охраны окружающей среды разработано более 360 стандартов качества среды, например, стандарты по содержанию вредных веществ в сбрасываемых отходах, стандарты по отбору проб и методам анализа.
В КНР придается одинаково важное значение, как законодательной работе, так и исполнению законов на практике. Вниманию уделяется и сигналам о плохом состоянии окружающей среды, поступающим от населения и средств массовой информации, для чего созданы специальные каналы поступления такого рода сигналов от населения, а также усиливается роль средств массовой информации в разоблачении правонарушений в области окружающей среды.
В компетенцию департамента охраны окружающей среды входит контроль выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, контроль за отводом сточных вод, обращение с отходами, контроль за строительством и проверка качества строительства экологическим требованиям КНР.
В случае превышения установленных норм в области охраны окружающей среды, департаменты охраны окружающей среды имеют право накладывать штрафные санкции, вплоть до остановки деятельности предприятия. Сумма штрафных санкций поступает в государственный бюджет. Разногласия между субъектами и контролирующими органами разрешаются в судебном порядке.
В КНР были случаи приостановки предприятий по причинам несоблюдения норм в области охраны окружающей среды (например, в Пекине закрыт филиал завода особых сортов стали, принадлежащего металлургическому комбинату «Шоуду»).
Также вышеназванные департаменты осуществляют разработку и утверждение нормативов (показателей) в области охраны окружающей среды (внутренние акты). В случае обращения инвестора по вопросу строительства предприятия, департаменты охраны окружающей среды составляют необходимые показатели для разработки проекта в области охраны окружающей среды.
После получения бизнес-лицензии разрабатывается проектная документациями, как проектными организациями КНР, так и иностранными, но получившими лицензию в КНР (зарегистрированные в КНР).
Разработанная проектная документация проходит экспертизу, в том числе и экологическую. Работа по утверждению проекта осуществляется по принципу «одна станция», т.е. комитет управления при получении документации в зависимости от сложности проекта получает заключение в вышестоящих органах (Министерство природных ресурсов, муниципальное управление охраны окружающей среды). В отдельных случаях для рассмотрения проекта приглашаются специалисты от независимых компаний.
В составе проектной документации по определенным объектам разрабатывается оценка воздействия на окружающую среду, где оценивается загрязнение, к которому может привести строительство определенного объекта, его влияние на экологическую обстановку, предусматривается система мер, направленная на улучшение качества окружающей среды.
В природных заповедниках не допускается строительство промышленных объектов, загрязняющих окружающую среду.
В случае нарушений требований безопасности, в том числе и нормативов охраны окружающей среды КНР, компания не будет зарегистрирована в зоне промпарка КНР.
Допускается отступление от установленных нормативов КНР в случае ужесточения требования нормативов иностранного предприятия и получения положительного заключения экспертизы. Резидентами промпарка КНР могут быть предприятия, использующие инновационные технологии.
В случае если международный договор, касающийся защиты окружающей среды, подписанный КНР, содержит положения, отличные от положений законов КНР, то применяются положения международного договора, за исключением случаев, когда КНР при подписании делает оговорку.
Выделение земельных участков инвесторам осуществляется на основании разработанного, прошедшего экспертизу и утвержденного государственными органами документа «планирование расселения» (т.е. генерального плана). «Планирование расселения» разрабатывается на 20 лет и подлежит корректировке каждые 5 лет. Данный этап является вторым уровнем планирования. Ему предшествует «стратегический уровень планирования» (т.е. схема комплексной территориальной организации города, района (СКТО)). Третьим уровнем планирования является «контрольное планирование» (т.е. план детального планирования территории ПДП, а также проект застройки), включающий в себя разработку технико-экономических показателей для данной территории и показателей в области охраны окружающей среды (например, на 100 кв.м территории проектируется 3 высоких зеленых насаждения). Последним уровнем планирования является «специальное планирование» (т.е. строительные проекты).
Срок утверждения градостроительной документации составляет 6 месяцев.
Таким образом, при выделении земельного участка инвестору учитывается назначение предложенного проекта: жилье, производство, туризм, экологический город, которые размещаются в соответствии с зонами, определенными градостроительной документацией.