Главная/ Актуальные вопросы и ответы на них

45. Мы интересуемся проблемами экологии и хотим создать общественное объединение экологической направленности. Какие права имеют общественные объединения в области охраны окружающей среды?

23.08.2007

Правовое положение общественных объединений, в том числе и осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, порядок их создания, регистрации, деятельности и ликвидации определены Законом Республики Беларусь "Об общественных объединениях".

Содержание прав и обязанностей общественных объединений, осуществляющих свою деятельность в области охраны окружающей среды, урегулированы статьей 15 Закона "об охране окружающей среды" и корреспондирует содержанию прав и обязанностей граждан в указанной области отношений в соответствии со ст.12 Закона.

В соответствии со статьей 15 Закона законодательством Республики Беларусь наряду с перечисленными правами могут быть определены иные права общественных объединений, осуществляющих свою деятельность в области охраны окружающей среды. Таким образом, законодатель констатирует открытый перечень прав общественных объединений, осуществляющих свою деятельность в области охраны окружающей среды. В связи с этим важным, как с точки зрения возможностей осуществления прав общественных объединений, так и с точки зрения перспектив нормотворчества в указанной области, является нормативное закрепление в Орхусской конвенции, права общественности (граждан и общественных объединений) на участие в процессе принятия экологически значимых решений, то есть решений по вопросам, касающимся окружающей среды.

Исходя из положений Орхусской конвенции "экологически значимым" признается достаточно широкий круг решений: 1) решения по конкретным видам хозяйственной деятельности, которые могут оказать негативное влияние на состояние окружающей среды и здоровья людей (перечень видов деятельности приведен в Приложении 1 Орхусской конвенции); 2) решения вопросов, касающихся планов, программ и политики, связанных с окружающей средой (например, планов развития территории административного района, планов развития города); 3) нормативные правовые акты, практическое применение которых может оказать воздействие на состояние окружающей среды. Прогрессивным положением Орхусской конвенции является определение принципов общественного участия в процессе принятия экологически значимых решений по конкретным видам хозяйственной деятельности, которые могут оказать негативное влияние на состояние окружающей среды и здоровья людей. В частности, в ст.6 закрепляются обязанности лиц, которые являются инициаторами принятия экологически значимых решений. К числу этих обязанностей относятся: определение кругов общественности, которые могут быть заинтересованы в обсуждении экологически значимых вопросов; уведомление общественности о начале обсуждения экологически значимого вопроса; обеспечение общественности бесплатным доступом ко всей информации, относящейся к процессу принятия экологически значимого решения; отражение результатов участия общественности в процессе принятия экологически значимого решения; информирование общественности об экологически значимом решении, принятом государственным органом.

В статье 7 Конвенции, которая регламентирует участие общественности в решении вопросов, касающихся планов, программ и политики, связанных с окружающей средой, в частности, закреплены обязанности государственных органов: предоставить общественности информацию о разработке планов, программ и политики, связанных с окружающей средой; обеспечить разумные сроки осуществления различных этапов разработки планов, программ, политики, связанных с окружающей средой, с целью эффективного участия общественности в этом процессе; привлекать общественность на самом раннем этапе разработки планов, программ и политики, связанных с окружающей средой; отразить результаты участия общественности в процессе принятия планов, программ и политики, связанных с окружающей средой.

Согласно статьи 8 конвенции, основными принципами участия общественности в подготовке нормативных правовых актов, практическое применение которых может оказать воздействие на состояние окружающей среды, являются: установление сроков, достаточных для обеспечения эффективного участия общественности; опубликование или представление вниманию общественности в иной форме указанных проектов нормативных правовых актов; предоставление возможности общественности передать свои замечания непосредственно или через консультативные органы; учет результатов участия общественности в максимально возможной степени.

В законодательстве Республики Беларусь указанные положения Орхусской конвенции отражены недостаточно в части правовой регламентации конкретных процедур участия общественности в процессе принятия экологически значимых решений, что препятствует осуществлению прав, закрепленных в комментируемой статье.

Общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, наделены правом организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу, заключение которой носит рекомендательный характер. Согласно ст. 11 Закона Республики Беларусь "О государственной экологической экспертизе" заключение общественной экологической экспертизы рассматривается при проведении государственной экологической экспертизы. Однако законодательство не определяет процедуру учета мнения общественности при вынесении решения в процессе государственной экологической экспертизы.

Право на участие общественности в решении вопросов, касающихся планов, программ и политики, связанных с окружающей средой закреплено рядом природоресурсных законодательных актов (Об охране атмосферного воздуха: Закон Республики Беларусь от 15 апреля 1997 г. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь.1997. №14. Ст.260.(ст.7); О растительном мире: Закон Республики Беларусь, 14 июня 2003 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №73. 2/954 (ст.16). Кодекс Республики Беларусь о земле: Кодекс Республики Беларусь от 4 января 1999 г. (с изм. и доп.: Закон от 8 мая 2002 г.) Ст. 133 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. №2-3, 2/1; 2002. №55, 2/848 (Ст.7). Лесной кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 14 июля 2000 г. (с изм. и доп.: Закон Республики Беларусь, 27 февраля 2004 г., 4 августа 2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. №70, 2/195; 2004. № 39, 2/1020; 2004. №123, 2/1059(ст.14).

Законодательство Республики Беларусь в достаточно общем виде регулирует процесс участия общественности в решении вопросов, касающихся планов, программ и политики, связанных с окружающей средой. Нормы о праве граждан, общественных объединений на участие в рассмотрении затрагивающих их интересы вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, изъятием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, использованием и охраной растительного мира содержится в ст.7 Кодекса Республики Беларусь о земле и ст. 14 Лесного кодекса Республики Беларусь. При этом, Кодекс о земле декларирует, что решения исполнительных и распорядительных органов, связанные с изъятием и предоставлением земельных участков и затрагивающие интересы граждан, должны приниматься с учетом общественного мнения, учет которого, в частности, может быть осуществлен посредством проведения собраний граждан и референдума. Однако более детальное правовое регулирование участия общественности в процессах планирования, в том числе в процессе планирования развития территорий, в Республике Беларусь отсутствует в настоящее время, что вряд ли можно признать оптимальным для государства - стороны Орхусской конвенции.

Законодательством регламентирована процедура проведения собраний, которые могут использоваться гражданами для обсуждения вопросов, связанных с принятием экологически значимых решений. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 12 июля 2000 г. "О республиканских и местных собраниях" участники собраний вправе обсуждать вопросы республиканского и местного значения, вносить по ним предложения или принимать рекомендации по вопросам государственной и общественной жизни в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Местные собрания могут проводиться на территории административно-территориальной единицы или ее части (микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, поселков, сел и т.п.). К компетенции местных собраний, в частности, относится рассмотрение проектов планов развития и застройки соответствующих территорий, рационального использования природных ресурсов и д.р. Местные собрания созываются местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами или органами территориального общественного самоуправления Местные собрания могут созываться также по инициативе не менее 10 процентов граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст.73 Конституции Республики Беларусь для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы. Порядок проведения референдума определен Избирательным кодексом Республики Беларусь от 11 февраля 2000г. Решение принятое обязательным референдумом является окончательным, в утверждении не нуждается. Решения, принятые на референдуме, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не определено референдумом.

Участие общественности в подготовке законов, практическое применение которых может оказать воздействие на состояние окружающей среды, в общей форме закреплено в законодательстве. Так, в Регламенте Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь от 29 июня 2001 года, Регламенте Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь от 6 апреля 1999 года констатируется, что на открытых заседаниях могут присутствовать представители общественных объединений. Сходные нормы, регулирующие участие общественности на сессиях местных Советов, содержатся также в Законе Республики Беларусь от 20 февраля 1991 г. "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" в редакции Закона от 10 января 2000г. с изменениями и дополнениями.

В соответствии с Законом от 10 января 2000 г. "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" с изменениями и дополнениями от 4 января 2002 г. гласность в деятельности нормотворческих органов (должностных лиц) обеспечивается: информированием граждан о деятельности нормотворческих органов (должностных лиц) и принимаемых ими нормативных правовых актах; опубликованием нормативных правовых актов в официальных изданиях, других средствах массовой информации или доведением их до всеобщего сведения иными способами. По решению нормотворческого органа (должностного лица) проект нормативного правового акта может быть вынесен на публичное (всенародное, общественное или профессиональное) обсуждение.

В целях создания единой системы законодательства Республики Беларусь и формирования эталонного банка данных правовой информации Указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 года, № 369 создан Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года №609 создан Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, одной из целей которого является "своевременное обеспечение граждан, государственных органов и иных организаций полной и достоверной правовой информацией, а также комментариями и другими правовыми аналитическими материалами". В настоящее время на интернет сайте www.ncpi.gov.by размещаются проекты Законов Республики Беларусь, эта информация доступна для общественности. Однако информация о разработке и содержании проектов иных нормативных правовых актов, в том числе утверждаемых органами государственного управления в настоящее время не является обязательной к распространению в соответствии с законодательством Республики Беларусь, что в определенной степени не согласуется с положениями статьи 8 Орхусской конвенции.

Версия для печати Все новости