Разъяснения требований Закона Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 399-З (ред. от 17.07.2023) «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (далее – Закон).
Отнесение к объектам государственной экологической экспертизы, установленным в подпунктах 1.2 и 1.5 пункта 1 статьи 5 Закона, предпроектной (предынвестиционной), проектной документации на застройку.
Застройка – совместные возведение, реконструкция на определенной территории капитальных строений (зданий, сооружений) жилищного и социально-культурного назначения, объектов инженерной инфраструктуры, связанных единством объемно-планировочных, технологических решений и очередностью осуществления (пункт 31 статьи 1 Закона).
К объектам государственной экологической экспертизы относятся:
предпроектная (предынвестиционная) документация на застройку, в том числе изменения, вносимые в нее, за исключением застройки территории садоводческих товариществ (подпункт 1.2 пункта 1 статьи 5 Закона);
архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты на застройку (в том числе изменения, вносимые в них) в случае, если предпроектная (предынвестиционная) документация на застройку разрабатывалась в форме задания на разработку проектной документации или ее разработка не является обязательной в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, за исключением застройки территории садоводческих товариществ (подпункт 1.5 пункта 1 статьи 5 Закона).
В случае изменения проектных решений на стадии разработки проектной документации на застройку (то есть отличных от проектных решений, предусмотренных в предпроектной документации на застройку, по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы), при отсутствии требований в нормативных правовых актах и технических нормативных правовых актах в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности необходимости внесения изменений в предпроектную документацию на застройку, проектная документация на застройку государственной экологической экспертизе не подлежит.
Пример.
Вопрос: Подлежат государственной экологической экспертизе проекты строительства отдельного жилого дома, группы жилых домов с благоустройством территории (устройство парковок, детских площадок, озеленение) и инженерными сетями?
Ответ: Проектная документация по строительству отдельного жилого дома в городской черте подлежит государственной экологической экспертизе в случае, если жилой дом входит в перечень объектов, указанных в подпунктах 1.33 и 1.34 пункта 1 статьи 7 Закона, то есть в перечень объектов, по которым проводится оценка воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС).
Законом установлены следующие нормы, при которых проектная документация на застройку подлежит государственной экологической экспертизе:
если предпроектная (предынвестиционная) документация на застройку разрабатывалась в форме задания на разработку проектной документации;
если в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности разработка предпроектной (предынвестиционной) документации не является обязательной.
Пример.
Вопрос: Подлежат государственной экологической экспертизе внесенные изменения в проектную документацию на застройку, если сама проектная документация рассматривалась органами госстройэкспертизы (при этом разработка предпроектной (предынвестиционной) документации на застройку не требовалась) ?
Ответ: К объектам государственной экологической экспертизы относятся:
предпроектная (предынвестиционная) документация на застройку (в том числе изменения, вносимые в нее), за исключением застройки территории садоводческих товариществ (подпункт 1.2 пункта 1 статьи 5 Закона);
архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты на застройку (в том числе изменения, вносимые в них) в случае, если предпроектная (предынвестиционная) документация на застройку разрабатывалась в форме задания на разработку проектной документации или ее разработка не является обязательной в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, за исключением застройки территории садоводческих товариществ (подпункт 1.5 пункта 1 статьи 5 Закона).
Учитывая, что по застройке территории не разрабатывалась предпроектная (предынвестиционная) документация, с 23.01.2024 внесенные изменения в проектную документацию на застройку, независимо от рассмотрения органами госстройэкспертизы проектной документации на застройку, подлежат государственной экологической экспертизе.
Отнесение к объектам государственной экологической экспертизы, установленным в подпункте 1.4 пункта 1 статьи 5 Закона, проектной документации по объектам производственной инфраструктуры.
В соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 5 Закона объектами государственной экологической экспертизы являются архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты на возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию объектов производственной инфраструктуры, обеспечивающих производство, хранение товаров, и (или) объектов для получения электрической, тепловой энергии в границах природных территорий, подлежащих специальной охране (за исключением объектов, определенных абзацами вторым – седьмым подпункта 1.4 пункта 1).
Таким образом, к объектам производственной инфраструктуры, предусмотренных к возведению, реконструкции, модернизации, технической модернизации в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, следует относить объекты производственного назначения, обеспечивающие производство и хранение товаров.
С учетом принципов и подходов, предусмотренных Законом, к объектам государственной экологической экспертизы следует относить объекты:
- на которых предусматривается производство товаров по всем видам экономической деятельности;
- на которых предусматривается хранение товаров (продукции, комплектующих, сырья и т.п.), например, логистические центры, склады, хранилища, места перегрузки и хранения грузов и им подобные.
При этом, не относятся к объектам государственной экологической экспертизы (в данном случае не рассматриваются объекты статьи 7 Закона):
объекты социальной инфраструктуры, такие как, объекты социального и бытового назначения (объекты организаций системы образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, торговые объекты, объекты общественного питания, бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства), например, музеи для хранения предметов и коллекций, банки для хранения денежных средств, архивы для хранения документов, магазины с собственными подсобными помещениями для изготовления полуфабрикатов, выпечки и готовой продукции, холодильниками, камерами хранения для хранение товара, имущества покупателей и продуктов до их реализации, выставочные центры, объекты культового назначения, объекты автосервиса по ремонту и (или) техническому обслуживанию техники, автозаправочные станции, здания мойки автомобилей и иные, а также объекты жилищного строительства (жилые дома, общежития). В составе данных объектов могут быть предусмотрены решения по их отоплению, вентиляции, водоснабжению (водозаборные скважины) и иные проектные решения по функционированию, обеспечивающие потребность только этих зданий.
Если по решению заказчика автозаправочные станции будут отнесены к производственной инфраструктуре, на которой осуществляется хранение топлива, проектная документация подлежит государственной экологической экспертизе;
объекты инженерной инфраструктуры, такие как, коммуникации по водоснабжению, водоотведению, электрические и тепловые сети, информационные сети и т.п., включая иные объекты, изолированные помещения, обеспечивающие подачу ресурсов (вода, энергия, информация и другие ресурсы) на объекты потребления и отведение использованных ресурсов. К ним относятся, в том числе насосные станции, аварийно-регулирующие резервуары, станции обезжелезивания, канализационные очистные сооружения хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод, у которых базовый размер санитарно-защитной зоны составляет менее 300 метров (то есть 15, 20, 30, 100, 150, 200 метров), а также, если такие базовые размеры санитарно-защитной зоны (15, 20, 30, 100, 150, 200 метров) изменяются (увеличиваются или уменьшаются) на основании расчетов, обеспечивающих соблюдение установленных гигиенических нормативов и приемлемых уровней риска для жизни и здоровья населения на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами;
объекты транспортной инфраструктуры, такие как, автомобильные дороги не республиканского значения, железнодорожные пути не общего пользования, аэродромы и аэропорты с основной взлетно-посадочной полосой менее 1500 метров, автомобильные парковки, отдельно стоящие, пристроенные, встроенные гаражи-стоянки и стоянки автотранспортных средств, автовокзалы с камерами хранения багажа, автодромы и иные.
Архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты на возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию объектов производственной инфраструктуры могут разрабатываться на весь комплекс в целом или самостоятельными проектами на отдельные здания, сооружения, входящие в состав объекта производственной инфраструктуры. В этом случае такая документация (самостоятельный проект на отдельное здание, сооружение, входящее в состав объекта производственной инфраструктуры) подлежит государственной экологической экспертизе.
Пример.
Вопрос: Подлежат государственной экологической экспертизе возведение, модернизация, реконструкция сетей электроснабжения (воздушных и кабельных) напряжением 10 кВ и 0,4 кВ, которые расположены в водоохранной зоне и прибрежной полосе?
Ответ: Государственной экологической экспертизе подлежит проектная документация по расположенным в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, объектам:
производственной инфраструктуры, обеспечивающим производство, хранение товаров,
для получения электрической, тепловой энергии.
Архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты на возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию объектов инженерной инфраструктуры (а также объектов социальной инфраструктуры) не входят в перечень объектов подпункта 1.4 пункта 1 статьи 5 Закона.
В случае отсутствия иных ограничений земельного участка, на котором предусмотрены к размещению сети электроснабжения 10 кВ и 0,4 кВ (то есть сети не входят в перечень объектов ОВОС), архитектурный или при одностадийной разработке проектной документации строительный проект по ним, независимо от размещения сетей в природных территориях, подлежащих специальной охране, государственной экологической экспертизе не подлежит.
Отнесение к объектам государственной экологической экспертизы, установленным в подпункте 1.6 пункта 1 статьи 5 Закона, проектной документации на снос объектов, указанных в подпунктах 1.1 - 1.5, 1.8, 1.9, 1.12, 1.13, 1.21 и 1.22 пункта 1 статьи 7 Закона.
В соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 статьи 5 Закона объектами государственной экологической экспертизы являются архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты на снос объектов, указанных в подпунктах 1.1 - 1.5, 1.8, 1.9, 1.12, 1.13, 1.21 и 1.22 пункта 1 статьи 7 Закона.
То есть, к объектам государственной экологической экспертизы относится проектная документация, если видом строительной деятельности является снос объектов, указанных в подпунктах 1.1 - 1.5, 1.8, 1.9, 1.12, 1.13, 1.21 и 1.22 пункта 1 статьи 7 Закона.
Пример.
Вопрос: Подлежит государственной экологической экспертизе объект «Рекультивация малых полей фильтрации хозяйственно-бытовых стоков после вывода их из эксплуатации» (вид строительства - снос)?
Ответ: В соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 статьи 5 Закона архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты на снос объектов подлежат государственной экологической экспертизе, если объекты указаны в подпунктах 1.1 - 1.5, 1.8, 1.9, 1.12, 1.13, 1.21 и 1.22 пункта 1 статьи 7 Закона (то есть являются объектами, подлежащими ОВОС).
Проектная документация по объекту «Рекультивация малых полей фильтрации хозяйственно-бытовых стоков после вывода их из эксплуатации» государственной экологической экспертизе не подлежит.
Отнесение к объектам государственной экологической экспертизы, установленным в подпункте 1.8 пункта 1 статьи 5 Закона, проектной документации на пользование недрами по объектам, для которых требуется предоставление горного отвода.
В соответствии с подпунктом 1.8 пункта 1 статьи 5 Закона объектами государственной экологической экспертизы является проектная документация на пользование недрами по объектам, для которых требуется предоставление горного отвода, за исключением проектной документации на строительство и эксплуатацию одиночных водозаборов для добычи подземных вод.
То есть, к объектам государственной экологической экспертизы относится проектная документация на пользование недрами с учетом требований Кодекса Республики Беларусь о недрах.
Пунктом 291 статьи 1 Кодекса Республики Беларусь о недрах дано определение «одиночный водозабор», то есть это одиночная буровая скважина, предназначенная для добычи подземных вод.
Поэтому, если проектируется основная буровая скважина совместно с резервной буровой скважиной, такой водозабор не является одиночным.
В случае разработки архитектурных или при одностадийной разработке проектной документации строительных проектов, в составе которых требуется предоставление горного отвода (например, возведение, реконструкция, модернизация инженерной инфраструктуры), при отсутствии отнесения такой проектной документации к объектам государственной экологической экспертизы по иным основаниям, она государственной экологической экспертизе не подлежит.
Пример.
Вопрос: Подлежит государственной экологической экспертизе проектная документация по возведению, реконструкции, модернизации средств катодной электрохимической защиты существующих и проектируемых газопроводов, проектными решениями по которым предусмотрена замена анодного заземления вертикальным глубинным заземлителем, устанавливаемым в пробуренную скважину глубиной более пяти метров?
Ответ: Если объекты возведения, реконструкции, модернизации средств катодной электрохимической защиты существующих и проектируемых газопроводов не входят в перечень объектов пункта 1 статьи 7 Закона, то есть в перечень объектов, по которым проводится ОВОС (например, в перечень объектов подпункта 1.9 пункта 1 статьи 7 Закона), архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты по ним государственной экологической экспертизе не подлежат.
Отнесение к объектам государственной экологической экспертизы очередей строительства, предусмотренных в проектной документации.
Законом не установлено требование о предоставлении на государственную экологическую экспертизу проектной документации по каждой очереди строительства. Поэтому, если проектная документация разрабатывается отдельными очередями строительства, заказчик совместно с разработчиком самостоятельно принимают решение о предоставлении на государственную экологическую экспертизу каждой очереди проектной документации либо о предоставлении проектной документации в целом.
В этом случае необходимо учитывать норму пункта 3 статьи 15 Закона, устанавливающую, что реализация проектных решений без положительного заключения государственной экологической экспертизы, в том числе с особыми условиями реализации проектных решений, а также в случае невыполнения особых условий реализации проектных решений, установленных в положительном заключении государственной экологической экспертизы, запрещается.
Также необходимо учитывать нормы законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в части получения исходно-разрешительной документации по каждой очереди строительства либо в целом по объекту.
Отнесение к объектам государственной экологической экспертизы предпроектной (предынвестиционной), проектной документации объектов, указанных в статье 7 Закона (то есть указанных в перечне объектов, по которым проводится ОВОС).
К объектам государственной экологической экспертизы относятся:
предпроектная (предынвестиционная) документация на возведение, реконструкцию, техническую модернизацию объектов, указанных в статье 7 настоящего Закона, для которых проводится ОВОС (подпункт 1.3 пункта 1 статьи 5 Закона, за исключением объектов, определенных абзацами вторым – седьмым этого подпункта),
архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты на возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию объектов, указанных в статье 7 настоящего Закона (подпункт 1.4 пункта 1 статьи 5 Закона, за исключением объектов, определенных абзацами вторым – седьмым этого подпункта).
Таким образом, является объектом государственной экологической экспертизы:
предпроектная (предынвестиционная) документация на возведение, реконструкцию, техническую модернизацию тех объектов, по которым проводилась ОВОС (то есть, если ОВОС не проводилась, так как выполнены условия пункта 4 статьи 19 Закона, в этом случае предпроектная (предынвестиционная) документация государственной экологической экспертизе не подлежит);
проектная документация на возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию объектов, по которым проводилась ОВОС, а также если не проводилась ОВОС при выполнении условий пункта 4 статьи 19 Закона;
предпроектная (предынвестиционная) документация по объектам, по которым проводилась ОВОС, а также проектная документация по ним, независимо от увеличения / уменьшения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и объемов использования природных ресурсов, установленных в предпроектной (предынвестиционной) документации.
Абзацами вторым – седьмым подпункта 1.3 пункта 1 статьи 5 Закона установлены объекты, которые не подлежат государственной экологической экспертизе, в том числе капитальных строений (зданий, сооружений) жилищного и социально-культурного назначения, размещаемых в соответствии с утвержденными в порядке, установленном законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, генеральными планами поселков городского типа и сельских населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования.
Учитывая, что капитальные строения (здания, сооружения) жилищного и социально-культурного назначения не могут функционировать без транспортной и инженерной инфраструктуры, предпроектная (предынвестиционная) документация на возведение, реконструкцию, техническую модернизацию транспортной и инженерной инфраструктуры, предусмотренной к размещению в соответствии с утвержденными генеральными планами поселков городского типа и сельских населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, государственной экологической экспертизе не подлежит.
Пример.
Вопрос: Подлежит государственной экологической экспертизе проектная документация по объекту «Строительство дома отдыха в н.п. Нарочь», расположенному в охранной зоне Национального парка «Нарочанский»?
Ответ: Абзацем пятым подпункта 1.31 пункта 1 статьи 7 Закона установлено, что объекты общественного питания, объекты туристической инфраструктуры, расположенные в охранных зонах особо охраняемых природных территорий, не являются объектами, по которым проводится ОВОС.
В соответствии с подпунктом 1.31 пункта 1 статьи 7 Закона ОВОС подлежат объекты хозяйственной и иной деятельности в границах особо охраняемых природных территорий, их охранных зон, территорий, зарезервированных для объявления особо охраняемыми природными территориями, за исключением, в том числе расположенных в населенных пунктах объектов транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры и жилищного строительства (абзац шестой подпункта 1.31 пункта 1 статьи 7 Закона).
В соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 5 Закона государственной экологической экспертизе подлежат архитектурные или при одностадийной разработке проектной документации строительные проекты на возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию объектов, указанных в статье 7 настоящего Закона, объектов производственной инфраструктуры, обеспечивающих производство, хранение товаров, и (или) объектов для получения электрической, тепловой энергии в границах природных территорий, подлежащих специальной охране (за исключением объектов, определенных абзацами вторым – седьмым подпункта 1.4 пункта 1, в том числе объектов, входящих в перечень исключений, указанных в статье 7 Закона).
Таким образом, учитывая размещение объекта «Строительство дома отдыха в н.п. Нарочь», расположенному в охранной зоне Национального парка «Нарочанский» в населенном пункте (н.п. Нарочь), в охранной зоне Национального парка «Нарочанский», на основании абзацев пятого и шестого подпункта 1.31 пункта 1 статьи 7 Закона ОВОС по Объекту не требуется, на основании абзаца седьмого подпунктом 1.4 пункта 1 статьи 5 Закона проектная документация по нему государственной экологической экспертизе не подлежит.
Отнесение к объектам ОВОС объектов, указанных в пункте 1 статьи 7 Закона.
Объекты, для которых проводится ОВОС, определены пунктом 1 статьи 7 Закона, который состоит из 39 подпунктов:
подпункты 1.1 – 1.37 устанавливает определенный перечень объектов ОВОС,
подпункты 1.38 и 1.39 устанавливает объекты, не указанные в подпунктах 1.1 – 1.37, то есть нормы подпунктов 1.38 и 1.39 действуют, если объект проектирования не указан (не перечислен) в перечне объектов подпунктов 1.1 – 1.37.
Отнесение к объектам ОВОС объектов, указанных в подпункте 1.38 пункта 1 статьи 7 Закона.
Подпунктом 1.38 пункта 1 статьи 7 Закона установлено, что ОВОС подлежат объекты, не указанные в подпунктах 1.1 — 1.37 настоящего пункта, у которых базовый размер санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) составляет 300, 500, 1000 метров, в том числе в случае его изменения, за исключением объектов сельскохозяйственного назначения, на которых не планируется осуществлять экологически опасную деятельность.
То есть, ОВОС подлежат объекты:
у которых базовый размер СЗЗ составляет 300, 500, 1000 метров согласно специфических санитарно-эпидемиологических требований к установлению санитарно-защитных зон объектов, являющихся объектами воздействия на здоровье человека и окружающую среду, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2019 г. № 847;
у которых базовый размер СЗЗ 300, 500, 1000 метров изменяется (увеличивается или уменьшается) на основании расчетов, обеспечивающих соблюдение установленных гигиенических нормативов и приемлемых уровней риска для жизни и здоровья населения на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами.
Пример.
Вопрос: Подлежит государственной экологической экспертизе проектная документация по расположенному в охранной зоне Национального парка «Беловежская пуща» объекту сельскохозяйственного назначения с базовым размером санитарно-защитной зоны 500 метров, на котором не планируется осуществлять экологически опасную деятельность, и в составе которого предусмотрены решения по водоснабжению?
Ответ: Подпунктом 1.38 пункта 1 статьи 7 Закона установлено, что ОВОС подлежат объекты, не указанные в подпунктах 1.1 - 1.37 настоящего пункта, у которых базовый размер санитарно-защитной зоны составляет 300, 500, 1000 метров, в том числе в случае его изменения, за исключением объектов сельскохозяйственного назначения, на которых не планируется осуществлять экологически опасную деятельность.
Принимая во внимание, что испрашиваемый объект сельскохозяйственного назначения не относится к объектам, на котором осуществляется экологически опасная деятельность в соответствии с критериями, определенными Указом Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. № 349 «О критериях отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности», проектные решения по возведению водозабора для водоснабжения сельскохозяйственного объекта предусмотрены в его составе, проектная документация по нему ОВОС и государственной экологической экспертизе не подлежит.
Акцентируем внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона ОВОС может проводиться по решению заказчика.
Если проектная документация по водоснабжению объекта сельскохозяйственного назначения в части возведения водозабора разрабатывается самостоятельно, а не в составе объекта сельскохозяйственного назначения, проектная документация на пользование недрами подлежит государственной экологической экспертизе на основании подпункта 1.8 пункта 1 статьи 5 Закона.
Отнесение к объектам ОВОС объектов, указанных в подпункте 1.33 пункта 1 статьи 7 Закона.
Подпунктом 1.33 пункта 1 статьи 7 Закона установлено, что ОВОС подлежат объекты хозяйственной и иной деятельности в границах городских лесов, парков, скверов, на которых планируемая хозяйственная и иная деятельность связана с удалением деревьев в количестве 300 штук и более (за исключением объектов, определенных абзацами вторым – четвертым этого подпункта).
Земельные участки, являющиеся городским лесом, парком, сквером, должны определяться:
государственной регистрацией земельного участка;
по данным геопортала земельно-информационной системы Республики Беларусь (ЗИС);
по принятым местными исполнительными и распорядительными органами решениям, распоряжениям о создании парка, сквера;
по данным, включенным в Схемы озелененных территорий общего пользования, как существующие городские леса, парки, скверы (не перспективные).
Отнесение к объектам ОВОС магистрального трубопроводного транспорта, указанного в подпункте 1.9 пункта 1 статьи 7.
Подпунктом 1.9 пункта 1 статьи 7 Закона установлено, что магистральный трубопроводный транспорт с диаметром трубопроводов 500 миллиметров и более относится к объектам, для которых проводится ОВОС и, соответственно, предпроектная (предынвестиционная), проектная документация по нему подлежит государственной экологической экспертизе.
Правовые, экономические и организационные основы регулирования отношений в области магистрального трубопроводного транспорта, используемого для транспортировки нефти, природного газа, нефтяного (попутного) газа, других жидких и газообразных углеводородов, нефтепродуктов устанавливает Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 87-З «О магистральном трубопроводном транспорте».
Критерии, при которых по объектам, указанным в статье 7 Закона, не проводится ОВОС.
Не проводится ОВОС при возведении, реконструкции, модернизации, технической модернизации на территории заказчика объектов, указанных в статье 7 настоящего Закона, в случае если в предпроектной (предынвестиционной) или проектной документации предусматриваются проектные решения, обеспечивающие выполнение критериев, установленных подпунктами 4.1 - 4.4 пункта 4 статьи 19 Закона.
Подпунктами 4.1 и 4.2 пункта 4 статьи 19 Закона определено, что сравнение по отношению к пяти процентам при увеличении предельной массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в единицу времени (тонн в год и (или) граммов в секунду) или среднегодового расхода (объема) сточных вод (кубических метров в год) и (или) допустимой концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод, сбрасываемых в поверхностный водный объект (миллиграммов в кубическом дециметре), осуществляется от установленных заказчику в действующих разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениях на специальное водопользование или в комплексных природоохранных разрешениях на дату утверждения задания на разработку проектной документации. При этом, сравнение по отношению к пяти процентам осуществляется не по каждому загрязняющему веществу, а суммарно установленных заказчику в действующих разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениях на специальное водопользование или в комплексных природоохранных разрешениях на дату утверждения задания на разработку проектной документации. В данном случае, не рассматриваются временные нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленные в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексном природоохранном разрешении, временные нормативы допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод, установленные в разрешении на специальное водопользование или в комплексном природоохранном разрешении.
Пример.
Вопрос: От каких источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при проектировании объектов необходимо вести сравнение по отношению к пяти процентам по подпункту 4.1 пункта 4 статьи 19 Закона?
Ответ: Сравнивать необходимо выбросы от всех проектируемых источников с нормируемыми выбросами с установленными заказчику в действующих разрешениях (нормируемые выбросы).
В соответствии с подпунктом 4.3 пункта 4 статьи 19 Закона ОВОС не проводится при выполнении следующего условия:
не планируется на дату утверждения задания на разработку проектной документации увеличение более чем на пять процентов лимитов хранения и (или) лимитов захоронения отходов производства от установленных заказчику в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях, когда их получение требуется в соответствии с законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов.
Сравнение по отношению к пяти процентам при увеличении лимитов хранения и (или) лимитов захоронения отходов производства осуществляется от установленных заказчику в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях.
Пунктом 2 статьи 31 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» установлено, что лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства и иные условия по обращению с отходами производства устанавливаются в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях, выдаваемых территориальными органами Минприроды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» нормативы образования отходов производства разрабатываются и утверждаются их производителями для отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, в целях определения количественных показателей образования отходов производства, установления лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства (в данном пункте имеется ссылка, на кого он не распространяется).
В данном случае рассматриваются отходы производства, подлежащие хранению или захоронению, установленные заказчику (а не подрядчику строительной организации) в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях.
При этом сравнивать необходимо отходы, образующиеся от строительной и производственной деятельности, то есть от всех проектируемых процессов, способ обращения в дальнейшем с которыми, - хранение и (или) захоронение, с установленными заказчику в действующих разрешениях.
Частью второй подпункта 4.4 пункта 4 статьи 19 Закона определено, что по объектам, указанным в статье 7 настоящего Закона, по которым получение соответствующего разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешения на специальное водопользование, разрешения на хранение и захоронение отходов производства или комплексного природоохранного разрешения в соответствии с законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов не требуется, ОВОС не проводится в случае выполнения требования, установленного частью первой подпункта 4.4 пункта 4 статьи 19 Закона, то есть, если не планируется предоставление дополнительного земельного участка площадью более чем на пять процентов от площади земельных участков, на которых осуществляется хозяйственная деятельность заказчика.
В этом случае критерием является предоставление дополнительного земельного участка для проектируемого объекта площадью более чем на пять процентов от площади земельных участков, на которых осуществляется хозяйственная деятельность заказчика, независимо от предоставления дополнительного земельного участка в постоянное или временное пользование либо в аренду.
При этом не рассматривается предоставление земельных участков во временное пользование на период строительства, например, при строительстве инженерных сетей и транспортных коммуникаций.
В случае выделения земельных участков в постоянное пользование под размещение опор для линий электропередачи или для размещения трансформаторных подстанций, проведение ОВОС не требуется, если не планируется предоставление дополнительных земельных участков площадью более чем на пять процентов от площади земельных участков, на которых осуществляется хозяйственная деятельность заказчика.
Если у заказчика хозяйственная деятельность осуществляется на нескольких участках, расположенных отдаленно друг от друга, то сравнение необходимо вести по отношению к конкретному участку, на котором осуществляется хозяйственная деятельность (без суммирования площади земельных участков, находящихся у заказчика).
Если осуществление хозяйственной деятельности предусмотрено в арендуемом здании, то есть собственником земельного участка, на котором расположено это здание, является иное лицо (не заказчик предусмотренного объекта проектирования), то принимая во внимание отсутствие ранее хозяйственной деятельности по объекту проектирования, в этом случае нормы подпункта 4.4 пункта 4 статьи 19 Закона не могут быть применены к такому объекту проектирования и он подлежит ОВОС.
Критерии отнесения предпроектных, проектных решений к оказывающим воздействие на компоненты природной среды.
Пунктом 8 статьи 1 Закона дано определение планируемой хозяйственной и иной деятельности, в которой определено, в чем выражается воздействие на окружающую среду.
Так, планируемая хозяйственная и иная деятельность - планируемая деятельность по возведению, реконструкции, модернизации, технической модернизации, эксплуатации, выводу из эксплуатации, сносу объектов, другая деятельность, которая связана с использованием природных ресурсов либо может оказывать воздействие на окружающую среду, в том числе выражающееся в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросах сточных вод, обращении с отходами производства, удалении, пересадке объектов растительного мира, воздействии на объекты животного мира и (или) среду их обитания, снятии плодородного слоя почвы, пользовании недрами, использовании подземных пространств.
Воздействием, выражающимся в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, является:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух независимо от объема и количественных характеристик;
образование дополнительных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
изменение мест расположения источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух независимо от увеличения/уменьшения объема выбросов;
изменение качественных и количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
изменение параметров источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Воздействием, выражающимся в сбросах сточных вод, является:
сбросы сточных вод в поверхностные водные объекты, классифицируемые статьей 5 Водного кодекса Республики Беларусь;
изменение концентраций загрязняющих веществ в составе сточных вод, сбрасываемых в поверхностный водный объект (миллиграммов в кубическом дециметре);
образование дополнительного среднегодового расхода (объема) сточных вод (кубических метров в год), сбрасываемых в поверхностный водный объект, а также изменение массы сбрасываемого вещества за определенный период времени (тонн в год).
Воздействием, выражающимся в обращении с отходами производства, является:
образование отходов производства;
изменение наименования и кода отхода производства;
изменение класса опасности отхода производства;
изменение степени опасности отхода производства (из неопасного отхода на опасный отход);
при возведении и реконструкции объектов - образование объемов отходов производства, включая отходы при производстве строительных работ, то есть строительные отходы, предусмотренные к захоронению и долговременному хранению;
при модернизации, технической модернизации - образование отходов производства, за исключением образования отходов при производстве строительных работ, то есть строительных отходов.
Если при проведении строительных работ были обнаружены отходы строительства, не учтенные в утвержденной проектной документации на возведение и реконструкцию объектов, то при внесении изменений в эту проектную документацию воздействием (увеличением воздействия) на окружающую среду будет являться:
образование нового вида отхода строительства, не предусмотренного утвержденной проектной документацией, по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы;
увеличение объема отхода строительства, предусмотренного утвержденной проектной документацией, по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, предусмотренного к захоронению и долговременному хранению.
Воздействием, выражающимся в удалении, пересадке объектов растительного мира, воздействии на объекты животного мира и (или) среду их обитания, снятии плодородного слоя почвы, является:
удаление объектов растительного мира;
пересадка объектов растительного мира, в том числе за пределами территории заказчика;
удаление газона без его восстановления либо с восстановлением на площади, меньше удаляемой;
вредное воздействие на объекты животного мира и (или) среду их обитания;
воздействие, представляющее потенциальную опасность для объектов животного мира;
снятие плодородного слоя почвы без его восстановления.
Воздействием, выражающимся в пользовании недрами, использовании подземных пространств, является:
добыча полезных ископаемых;
использование подземных пространств в целях, предусмотренных статьей 27 Кодекса Республики Беларусь о недрах;
использование геотермальных ресурсов недр.