Главная/ Справочная информация/ Вопрос-ответ/разъяснения/ О некоторых вопросах проведения локального мониторинга окружающей среды

О некоторых вопросах проведения локального мониторинга окружающей среды

08.08.2022
1. Каким документом установлен перечень юридических лиц, осуществляющих локальный мониторинг, количество и местонахождение источников вредного воздействия на окружающую среду?

Перечень пунктов наблюдений локального мониторинга окружающей среды, перечень параметров, периодичность наблюдений и перечень юридических лиц, осуществляющих проведение локального мониторинга окружающей среды, определен постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 11 января 2017 г. № 5 «О локальном мониторинге окружающей среды».

2. Какая отчетность должна представляться природопользователями по результатам локального мониторинга окружающей среды?

Данные локального мониторинга окружающей среды передаются в информационно-аналитический центр локального мониторинга окружающей среды:

в течение 15 календарных дней после проведения наблюдений по формам согласно приложениям 1 – 4 к Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды, утвержденную постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды», в электронном виде (формат MS-Excel) и на бумажном носителе;

для стационарных источников выбросов, оснащенных АСК, с 1 января 2022 г. в непрерывном режиме и ежемесячно в течение 15 календарных дней после осуществления наблюдений по форме согласно приложению 1 к Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды, утвержденную постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 февраля 2007 г. № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды», в электронном виде (формат MS-Excel) и на бумажном носителе. Фактическими значениями наблюдений посредством АСК являются среднемесячные значения выбросов загрязняющего вещества в атмосферный воздух.

Информационно-аналитический центр локального мониторинга окружающей среды функционирует на базе государственного учреждения «Республиканский центр аналитического контроля в области охраны окружающей среды».

3. Какие действия необходимо предпринять природопользователю в случае ликвидации пунктов наблюдения локального мониторинга выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух?

В случае ликвидации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, являющихся пунктами наблюдения локального мониторинга, природопользователь в письменной форме уведомляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

4. Какими нормативными правовыми актами регулируется вопрос установления количества пробных площадок локального мониторинга окружающей среды, объектом наблюдения которого являются земли?

Согласно подпунктам 12.6.2 – 12.6.4 раздела 12 экологических норм и правил ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18 июля 2017 г. № 5-Т:

организация локального мониторинга, объектом наблюдения которого являются земли, включает организацию природопользователем проведения предварительного обследования земель в районе расположения выявленных или потенциальных источников вредного воздействия на них для определения источников и характера химического загрязнения земель, количества и местоположения пробных площадок. 

Обследование земель осуществляется с использованием методов почвенно-геохимической съемки и ландшафтно-геохимического профилирования.

пробные площадки для проведения локального мониторинга, объектом наблюдения которого являются земли, устанавливаются природопользователем на основании результатов предварительного обследования с учетом расположения источников химического загрязнения и характера загрязнения, особенностей рельефа местности и типа почв, иных факторов, влияющих на миграцию загрязняющих веществ.

Количество пробных площадок на пункте наблюдений устанавливается с учетом площади земель, подвергающихся химическому загрязнению в зависимости от площади земельного участка объекта, входящего в перечень пунктов наблюдений (при расчете площади не учитывается площадь под зданиями, сооружениями, дорожным и иным искусственным покрытием):
  • до 0,5 га – не менее 2 пробных площадок;
  • от 0,5 до 1 га – не менее 3 пробных площадок;
  • от 1 до 5 га – не менее 5 пробных площадок;
  • от 5 до 10 га – не менее 8 пробных площадок;
  • от 10 до 100 га – не менее 15 пробных площадок;
  • от 100 га и более – не менее 20 пробных площадок.
В границах санитарно-защитной зоны для оценки воздействия деятельности природопользователя на землю (почвы) устанавливаются дополнительные пробные площадки.
Версия для печати Все новости