Нормы о проведении общественной экологической экспертизы закреплены в Законе Республики Беларусь "Об охране окружающей среды". В частности, ст. 28 определила, что общественная экологическая экспертиза осуществляется независимыми группами специалистов по инициативе общественных организаций, Советов народных организаций и граждан за счет их собственных средств или на общественных началах.
Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от государственной экологической экспертизы.
В соответствии с Законом "заключения общественной экологической экспертизы учитываются органами, осуществляющими государственную экологическую экспертизу", однако обязательного характера для государственных органов данное заключение не носит.
В Законе закреплено право общественных объединений принять участие в проведении государственной экологической экспертизы по размещению, проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию экологически опасных объектов и на проведение общественной экологической экспертизы.
Цели и принципы проведения общественной экологической экспертизы аналогичны целям и принципам государственной экологической экспертизы: определение уровня экологической опасности осуществления хозяйственной и иной деятельности, оценка соответствия планируемой, проектируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям природоохранного законодательства, определение достаточности и обоснованности предусматриваемых проектом мер по охране окружающей среды.
В белорусском законодательстве порядок проведения и организации общественной экологической экспертизы детально не определен. Однако возможность использования в современных условиях таких приемов как аналогия закона и аналогия права позволяет сформулировать отдельные рекомендации по проведению общественной экологической экспертизы.
Важно понять, почему общественная экологическая экспертиза иногда может быть воспринята как альтернатива государственной. К сожалению, при реализации отдельных проектов, строительстве объектов хозяйственного назначения (предприятий, полигонов отходов, станций технического обслуживания и ремонта автомобилей, супермаркетов и т.д.) нормы экологического законодательства игнорируются в угоду экономической, хозяйственной целесообразности. В этом случае может возникнуть ситуация, когда положительное заключение государственной экологической экспертизы не гарантирует достаточного уровня экологической безопасности объекта.
Возможен и другой вариант. Положительное заключение государственной экологической экспертизы подготовлено после глубокого анализа документов и экологической обстановки территории, на которой предполагается реализация проекта. Однако в ходе самой реализации допускаются грубые нарушения экологического законодательства и положений проекта, которые не выявлены соответствующими органами государственного контроля.
В обоих случаях проведение общественной экологической экспертизы может стать достаточно действенным средством предотвращения экологического вреда от реализации опасных проектов.
Общественную экологическую экспертизу организуют на основе следующих принципов: