Согласно ст.60 Конституции Республики Беларусь " каждому гарантируется защита его прав и свобод, компетентным, независимым и беспристрастным судом".
Доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды провозглашен в Орхусской конвенции в качестве третьего важнейшего принципа обеспечения экологических прав граждан.
В соответствии со статьей 9 конвенции "любое лицо должно иметь возможность использовать административные и судебные процедуры в случае нарушения экологических прав, а также иметь возможность в судебном порядке оспаривать действия и бездействия государственных органов или должностных лиц, которые нарушают положения законодательства, относящиеся к окружающей среде".
В статье 9 Орхусской конвенции обращено внимание на необходимость предоставления возможности для общественности использовать судебные и административные процедуры при решении вопросов, касающихся охраны окружающей среды.
Анализ процессуального законодательства Республики Беларусь позволяет выделить как внесудебные, так и судебные формы доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.
К внесудебным формам в соответствии с законодательством относятся: обращения с жалобой на неправомерное решение государственного органа (должностного лица) в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), а также подача жалобы прокурору.
К судебным формам защиты, в частности, относятся: обращение с иском в защиту права на благоприятную окружающую среду, права на получение экологической информации, обращение с иском о прекращении экологически опасной деятельности, и обращение с жалобой на неправомерные действия (бездействия) государственных органов и должностных лиц, нарушающих законодательство в области охраны окружаюшей среды.
Основанием для обращения в суд с иском в защиту права на благоприятную окружающую среду может, в частности, явиться факт причинения вреда здоровью или имуществу гражданина в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Например, такой вред может быть причинен в результате деятельности предприятия с превышением утвержденных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.
Основанием для обращения в суд с иском в защиту права на получение экологической информации может явиться: необоснованный отказ в предоставлении информации, предоставление неполной информации, нарушение сроков предоставления информации и т.п.
Основанием для предъявления в суд иска о прекращении экологически опасной деятельности является негативное воздействие предприятия либо угроза такого воздействия на природу, а также на здоровье граждан, их имущество, имущество юридических лиц.
Основанием для обращения в суд с жалобой на неправомерные действия (бездействия) государственного органа или юридического лица может быть любое неправомерное решение, касающееся экологических прав граждан или относящееся к окружающей среде. Например, решение об отводе земельного участка под строительство химического комбината. Такое решение может рассматриваться, как нарушающее экологические права граждан, если отвод земельного участка произведен при отсутствии заключения экологической экспертизы и данных об ОВОС, либо строительство предполагается осуществить в водоохранной зоне, либо на землях сельскохозяйственного назначения, либо на территории национального парка и т.п.
При аргументации незаконности обжалуемых действий (бездействий) должностных лиц следует обратить внимание на следующие моменты: