Выборы Президента Республики Беларусь
Главная/ Актуальные вопросы и ответы на них

44. Какие существуют правовые средства защиты права гражданина на благоприятную окружающую среду?

23.08.2007

Признание права на благоприятную окружающую среду в качестве личного неимущественного права, не связанного с имущественным, подлежащего защите в гражданско-правовом порядке, является новеллой законодательства об охране окружающей среды. Часть 1 статьи 14 Закона Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" регулирует отношения в области защиты права на благоприятную окружающую среду и последовательно развивает ст. 46 Конституции Республики Беларусь, гарантирующую защиту права на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь, отношения, связанные с осуществлением и защитой неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ, регулируются гражданским законодательством, поскольку иное не вытекает из существа этих отношений.

Важнейшим для определения возможностей и способов гражданско-правовой защиты права на благоприятную окружающую среду является раскрытие содержания неимущественного блага - "благоприятная окружающая среда", что возможно на основе анализа положений законодательства об охране окружающей среды. В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает экологическую безопасность, устойчивое функционирование естественных экологических систем, иных природных и природно-антропогенных объектов.

Это такое состояние окружающей среды, которое создает защищенность жизни и здоровья граждан, естественной природной среды от угрозы вредного воздействия природного и техногенного характера. При этом под вредным воздействием понимается любое прямое либо косвенное влияние на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, а также, аварий, катастроф, стихийных бедствий, приводящее к причинению или угрозе причинения вреда природной среде, жизни или здоровью граждан.

Анализ законодательства об охране окружающей среды позволяет выделить комплекс критериев для определения благоприятного состояния окружающей среды:

  • соответствие состояния окружающей среды установленным в законодательстве об охране окружающей среды нормативам, стандартам, характеризующим качество среды, ее незагрязненность,
  • соответствие состояния окружающей среды установленным в законодательстве об охране окружающей среды нормативам ресурсоемкости, ее неистощимость.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, лимитов на природопользование, а также иных нормативов в области охраны окружающей среды.

Кроме двух указанных ранее критериев для определения состояния окружающей среды как благоприятного, в литературе выделяют также дополнительный критерий - способность окружающей среды удовлетворять эстетические потребности человека, сохранять видовое разнообразие. Обеспечение указанного критерия в оценке окружающей среды как благоприятной осуществляется соблюдением режима особо охраняемых природных территорий, рекреационных зон и т.п.

Принимая во внимание данные критерии, следует признать, что нарушение права на благоприятную окружающую среду может иметь место не только в случае выявления факта причинения вреда жизни и здоровью гражданина в результате прямого либо косвенного влияния на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, а также, аварии, катастрофы, стихийного бедствия, но и в случае выявления угрозы причинения такого вреда. Кроме того, нарушение права на благоприятную окружающую среду может иметь место, если прямое либо косвенное влияние на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, а также, аварий, катастроф, стихийных бедствий привело к причинению или угрозе причинения вреда природной среде (почве, воде, атмосферному воздуху, растительному и животному миру). В свою очередь, на наш взгляд, угроза причинения вреда жизни и здоровью гражданина и природной среде имеет место в случае нерационального использования природных ресурсов, нарушения положений законодательства, регулирующего отношения в области охраны окружающей среды, в том числе технических нормативных правовых актов, установленных в данной области отношений.

Гражданско-правовая защита права на благоприятную окружающую среду может, в частности, осуществляться с использованием таких юрисдикционных способов защиты, как признание права, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание недействительным акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления; возмещение убытков; компенсация морального вреда; иных способов, предусмотренных гражданским законодательством, например, таких, как приостановление либо прекращение деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом в соответствии со ст.934 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Возможность компенсации морального вреда предусмотрена Конституцией Республики Беларусь, в соответствии со ст.60 которой "с целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда".

В соответствии с комментируемой статьей моральный вред, причиненный гражданину нарушением его права на благоприятную окружающую среду, подлежит компенсации в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права (блага) либо имущественные права. При этом моральный вред, причиненный действиями (бездействиями), нарушающими неимущественные права, подлежит возмещению всегда, а имущественные права гражданина в случаях, предусмотренных законодательными актами (Конституцией Республики Беларусь, Гражданским кодексом, законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь). Компенсация морального вреда производится независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда, как наряду с ним, так и отдельно. В качестве морального вреда, причиненного нарушением права на благоприятную окружающую среду, могут, на наш взгляд, рассматриваться нравственные страдания, связанные с рождением больного ребенка, если болезнь явилась следствием загрязнения окружающей среды, невозможность иметь детей при наличии заболеваний, вызванных неблагоприятными факторами окружающей среды, переживания по поводу объективного риска рождения детей с врожденной патологией и т.п. Компенсация морального вреда осуществляется только в денежной форме. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Размер компенсации морального вреда указывается истцом в исковом заявлении. При определении размера компенсации вреда в суде учитываются принципы разумности и справедливости в соответствии со ст.970 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Судебная защита права на благоприятную окружающую среду осуществляется с использованием искового производства, посредством предъявления иска в защиту права на благоприятную окружающую среду, и производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, посредством обжалования в судебном порядке действий (бездействий) государственных органов и должностных лиц, нарушающих право на благоприятную окружающую среду в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Версия для печати Все новости