Реализация государственной политики Республики Беларусь в сфере обеспечения экологической безопасности осуществляется, в том числе, через механизм государственной экологической экспертизы, включающий постадийный, поэтапный контроль в области охраны окружающей среды (на стадии размещения объекта строительства, при выдаче заключения государственной экологической экспертизы, выдаче заключения о соответствии требованиям экологической безопасности законченного строительством объекта, на стадии послепроектного анализа) и является исключительной компетенцией Минприроды.
Одна из главных задач Минприроды является проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Государственная экологическая экспертиза является обязательным элементом процесса планирования, проектирования и принятия решений о социально-экономическом развитии республики, осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Беларусь.
Данная задача реализует принципы Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года. В частности, принцип 17 - оценка экологических последствий в качестве национального инструмента осуществляется в отношении предполагаемых видов деятельности, которые могут оказать значительное негативное влияние на окружающую среду и которые подлежат утверждению решением компетентного национального органа.
Институт государственной экологической экспертизы в Республике Беларусь существует с 1993 года и является исключительной компетенцией Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. В то же время система государственной экологической экспертизы начала свое становление с конца 70 годов прошлого столетия как механизм эффективной охраны водных ресурсов и атмосферного воздуха.
В период существования института государственной экологической экспертизы в законодательство о государственной экологической экспертизе имплементированы нормы международного законодательства, что позволило значительно повысить имидж Республики Беларусь на международном уровне.
Более 10 лет успешно функционирует институт оценки воздействия на окружающую среду в рамках реализации международных обязательств, принятых Республикой Беларусь при ратификации Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, подписанной в г. Эспо (Финляндия) 9 февраля 1991 года, Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, принятой в г. Орхусе (Дания) 25 июня 1998 года, и иными международными договорами Республики Беларусь.
За последнее десятилетие был накоплен практический опыт в применении процедуры ОВОС в трансграничном контексте, в том числе как стороной происхождения, так и затрагиваемой стороной. Трансграничный элемент процедуры ОВОС был усилен в 2010 году.
Проводимая работа в сфере государственной экологической экспертизы отмечена с положительной стороны в рамках обзора результативности экологической деятельности, выполненного Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций в 2015 году.
В качестве предложений по совершенствованию законодательства в сфере государственной экологической экспертизы предложено Республике Беларусь ратифицировать Протокол по стратегической экологической оценке Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.
В новой редакции Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» ввелся новый институт – стратегической экологической оценки, как очередной шаг совершенствования законодательства с целью принятия взвешенных управленческих решений по экономическому развитию Республики Беларусь с учетом сохранения и рационального использования природных ресурсов.