Это подтверждается и выводами Национальной системы мониторинга окружающей среды, которая успешно функционирует около 30 лет и осуществляет сбор и обработку данных более чем на 5500 пунктах наблюдений по всей стране. Данные, полученные с ее помощью общедоступны (https://www.nsmos.by/) и позволяют оценивать ситуацию в природоохранной сфере страны как достаточно стабильную.
Например, доля поверхностных водных объектов, которым присвоен «хороший» и выше экологический (гидробиологический) статус, по результатам наблюдений составляет более 72 %, а результаты наблюдений мониторинга атмосферного воздуха позволяют сделать вывод, что общая картина состояния атмосферного воздуха большинства промышленных центров республики достаточно благополучна.
В условиях Беларуси основными средообразующими элементами выступают леса и болота. Поэтому состояние экологического равновесия определяется, главным образом, уровнем лесистости территории, степенью нарушения водного баланса территорий. В данном направлении у нас обеспечено достижение индикаторов экологической безопасности.
Наиболее острыми для нас сейчас являются проблемы, которые актуальны и для всего мира – изменение климата, регулирование образования отходов и их использование, сокращение углеродного следа.
Мы четко понимаем, что работа по обеспечению экологической безопасности страны является общей для природоохранных ведомств, учреждений образования, общественных объединений, небезразличных граждан. Без общности, осознания важности формирования экологической культуры, системы экологического образования, мы бы не смогли решить ни одну экологическую задачу.
Начиная с 1995 года в Республике Беларусь уделяется большое внимание развитию непрерывного экологического образования и воспитания начиная с дошкольного возраста.
Экологическая направленность заложена в качестве одного из основных принципов государственной политики в сфере образования, отражена в Кодексе об образовании. Система экологического образования, воспитания и просвещения детально определена Законом «Об охране окружающей среды». На национальном уровне разработаны соответствующие программные документы. Республика Беларусь постоянно совершенствует законодательство в этой области с учетом наилучших мировых практик.
Из принципиально новых направлений в законодательной деятельности в области экологического образования можно отметить экологизацию Стратегии развития государственной молодежной политики Республики Беларусь до 2030 года, которая утверждена Правительством в июне 2021 г.
Также важным событием является вступление в силу Закона Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З, которым предусмотрено изложение в новой редакции Кодекса об образовании. Одним из новшеств в котором является закрепление в перечне принципов государственной политики в сфере образования принципа обеспечения включения в содержание образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального образования и дополнительного образования детей и молодежи основ знаний в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности жизнедеятельности.
Особое значение в целях повышения уровня экологической направленности образования и формирования экологически грамотного поведения имеет создание в Республике Беларусь сети «Зеленых школ». В настоящее время сертификаты «Зеленая школа» получили 148 учреждений образования, это порядка 4 % от всех школ страны. Еще порядка 500 учреждений образования вовлечены в данный процесс.
Развивается институт общественных обсуждений. Несмотря на ограничения, вызванные пандемией, активно работают общественные координационные экологические советы, как на республиканском уровне, так и в регионах. Минприроды всегда уделяет особое внимание позиции общественности по всем природоохранным вопросам.
Только при учете предложений и замечаний общественных объединений, и общества в целом, по проектам нормативных правовых актов, стратегий и программ, планам мероприятий, кампаний, мы можем получать оптимальные и целостные варианты решений поставленных экологических задач.