Экологические проблемы человечества — нехватка природных ресурсов, климатические изменения и возрастающее антропогенное воздействие на окружающую среду — давно стали реальностью. Очередным подтверждением тому, что экологическая обстановка вызывает обеспокоенность людей всего мира, стал недавний Всемирный саммит по климату. Участие в нем принял Президент нашей страны, что действительно подчеркивает то, какая важная роль отводится этому вопросу в Беларуси. О мировых климатических проблемах и путях их преодоления, климатической повестке страны «Р» узнавала у Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрея Худыка.
Ключевое направление
— Андрей Павлович, в Беларуси вопросам охраны окружающей среды традиционно придается большое значение, в том числе на государственном уровне. Сегодня понятия «зеленая экономика», «зеленый транспорт» и другие стали неотъемлемой частью нашей жизни. Как вы оцениваете результаты этой большой работы?
— Действительно, в Беларуси охрана окружающей среды относится к ключевым направлениям государственной политики, затрагивает все природные компоненты, экосистемы, а также экономику, здравоохранение, науку, образование и другие сферы деятельности государства и человека. Более того, обеспечение экологической безопасности, переход к рациональным моделям производства и потребления закреплены в ключевых государственных документах — в Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси на период до 2035 года, Программе социально-экономического развития на 2021—2025 годы. В стране реализуется 2-й Национальный план действий по развитию «зеленой» экономики.
Я бы сказал, что система управления окружающей средой за последние годы в нашей стране показала свою эффективность. Это прослеживается на примере предприятий, которые последовательно внедряют энергоэффективные технологии и оборудование с использованием наилучших доступных технологий, работают над снижением объема образования отходов и их переработкой, вовлечением в топливный баланс возобновляемых источников энергии, создают новые возможности для дополнительной занятости населения.
Так, за период с 2018 по 2022 год мы отмечаем сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которое составило более 19 тысяч тонн; за 2016—2022 годы сброс недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты сократился более чем в два раза; уровень использования ТКО вырос в полтора раза и составил около 32 процентов, а по оперативным данным, за девять месяцев текущего года — 35,5 процента.
Развивается зеленая энергетика. Почти достигнут целевой параметр по производству первичной энергии из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) — 9 процентов к общему объему валового потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в 2035 году (в 2022-м он составил 8,3 процента). Биогаз не только синтезируется из органических отходов, но и извлекается на полигонах ТБО. Потенциальная энергия, заключенная в отходах, хранящихся на полигонах, равноценна 470 тысячам тонн условного топлива. Сегодня биогаз получают на 8 полигонах коммунальных отходов Минска, Гомеля, Могилева, Витебска, Полоцка и Орши.
Нельзя забывать и о развитии атомной энергетики, которое рассматривается в контексте решения не только энергетических, но и экологических и климатических задач. Все это дает толчок развитию электротранспорта и соответствующей инфраструктуры, зеленого строительства, цифровой трансформации отраслей экономики. К слову, если в 2017 году в стране было всего 40 электромобилей, то по итогам 2022 года их зарегистрировано 3635. В целом доля электрифицированных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров городским электрическим транспортом, метрополитеном и автомобильным транспортом общего пользования, по итогам 2022 года оценивается на уровне 27 процентов, а в Минске — на уровне 50 процентов.
— Недавно Беларусь приняла участие во Всемирном саммите по климату, который прошел на полях 28-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (СОР28). Делегацию возглавил Президент Беларуси Александр Лукашенко. Наверное, это как нельзя лучше подчеркивает значимость климатической повестки в нашей стране.
— Наша страна ежегодно принимает участие в Конференциях сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Участие Главы государства в нынешнем саммите действительно подчеркивает то, какая важная роль отводится климатической повестке в Беларуси. Несмотря на то что нашей страны климатические изменения коснулись в меньшей мере, Александр Лукашенко, понимая взаимозависимость климатических процессов в региональном и глобальном масштабе и их неизбежное влияние на развитие национальной и мировой экономики, принял решение призвать весь мир к конкретным действиям с трибуны масштабнейшего мероприятия — Всемирного климатического саммита.
СОР28 — веха оценки достижения принятых сторонами обязательств по сокращению выбросов парниковых газов в 2015 году. И тут нам тоже есть чем гордиться. Беларусь не только в полном объеме выполняет свои международные обязательства по Парижскому соглашению, но и перевыполняет их. Так, в 2021 году наша страна сократила выбросы парниковых газов на 57,8 процента с учетом сектора «Землепользование, изменение землепользования и лесное хозяйство». Это в полтора раза больше взятого обязательства сократить выбросы парниковых газов на 35 процентов к 2030 году от уровня 1990-го без привлечения дополнительного международного финансирования.
И все же, как отметил в своем выступлении наш Президент, в качестве благодарности за наши усилия западные страны вводят против нас экономические и торговые санкции, устанавливают новые барьеры в международной торговле, ограничивают доступ к инвестициям и технологиям, тем самым подрывая не только наши усилия, но в том числе свои и всего международного сообщества в решении глобальных вызовов в области климата. Во время выступления на саммите Глава государства Александр Лукашенко призвал международное сообщество усилить поддержку развивающихся стран и государств с переходной экономикой и немедленно снять все искусственные барьеры, в первую очередь односторонние санкции, которые стоят на пути устойчивого развития государств.
Беларусь продолжит свою работу по климатической повестке вместе с ближайшими партнерами по Евразийскому экономическому союзу Шанхайской организацией сотрудничества в целях смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним.
Среднегодовая температура будет расти
— Какие климатические аномалии ощущает на себе Беларусь?
— Изменения климата отмечаются на территории всего земного шара. То, что происходит на нашей территории, — часть общих мировых тенденций, но при этом имеет свои региональные особенности. Нельзя забывать, климатические аномалии оказывают значительное влияние на отрасли экономики, окружающую среду и здоровье населения. В частности, на сельское и лесное хозяйство, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, энергетику.
Так, начиная с 1989 года среднегодовая температура воздуха в стране растет на 0,44 °С за десятилетие. Рост температуры отмечается во все сезоны года, но в наибольшей степени это проявляется в холодный период. В то же время летом все чаще фиксируются волны тепла — периоды с аномально жаркой погодой.
Изменения в режиме увлажнения не так сильно выражены, при этом и здесь есть свои сезонные особенности. Рост количества осадков отмечается в основном в холодный период года, а летом наблюдается их снижение, что в сочетании с периодами аномально жаркой погоды приводит к увеличению засух.
На территории страны растет число опасных гидрометеорологических явлений, связанных с высокими температурами воздуха (плюс 35 градусов и выше) и сильными дождями и ливнями. Волны тепла стали практически ежегодным явлением и длятся в среднем 5—10 дней. В то же время сокращается число очень сильных снегопадов и метелей, а также перестали фиксироваться чрезмерно низкие температуры (минус 35 градусов и ниже).
Как показали итоги недавно состоявшегося COP28, мировому сообществу не удалось в полной мере достичь целевых показателей и выполнить обязательства по Парижскому соглашению. Поэтому согласно прогнозам тенденция роста среднегодовых температур на планете сохранится, в том числе и в Беларуси, которая в полтора раза перевыполнила свои обязательства по Парижскому соглашению.
Так, на территории нашей страны в ближайшие несколько десятилетий ожидается продолжение текущих тенденций изменения климата. Среднегодовая температура воздуха будет расти, участятся периоды с аномально жаркой погодой. В теплый период года при условии сохранения в отдельные месяцы тенденции сокращения осадков будет увеличиваться количество засух. Несомненно, все вышеперечисленное требует разработки и проведения мероприятий по адаптации. Конечно, надо сказать, что влияние изменений климата на отрасли экономики не только негативное, но и позитивное. Но ожидается, что негативное воздействие будет преобладать.
— Какая работа ведется в Беларуси по адаптации к изменениям климата?
— Беларусь как сторона Парижского соглашения к Рамочной конвенции ООН об изменении климата должна участвовать в процессах планирования и в осуществлении действий в области адаптации, включая разработку или укрепление соответствующих планов, политики и вкладов, так как адаптация является ключевым компонентом долгосрочного глобального реагирования на изменение климата в целях защиты людей, средств к существованию и экосистем (статья 7 Парижского соглашения).
Хочу отметить, что в Беларуси также проводится целый комплекс мер по смягчению последствий изменения климата: в республике растет площадь лесов, восстанавливаются болотные массивы, что ведет к поглощению больших объемов углекислого газа из атмосферы, наши предприятия проводят техническую модернизацию и таким образом снижают количество выбросов парниковых газов в воздух.
В стране ежегодно в среднем регистрируют от 10 до 20 опасных гидрометеорологических явлений. Большинство из них носит локальный характер, но такие явления, как весенние поздние заморозки, сильные ветра, дожди, снегопады, чрезвычайная пожарная опасность, волны тепла, в отдельные годы охватывают значительную часть территории Беларуси. Опасные явления несут риски для отраслей экономики, социальной сферы, экосистем и приводят к экономическому ущербу.
В число климатозависимых секторов экономики Беларуси входят энергетический, строительный, транспортный, сельское, лесное, жилищно-коммунальное хозяйство. Для ряда из них, например для сельского и лесного хозяйства, уже реализуются программы. В их числе Стратегия адаптации сельского хозяйства Беларуси к изменению климата до 2050 года и Национальный план действий по адаптации сельского хозяйства Беларуси к изменению климата до 2025 года; Стратегия адаптации лесного хозяйства Беларуси к изменению климата до 2050 года и Национальный план действий по адаптации лесного хозяйства Беларуси к изменению климата до 2030 года.
В соответствии со Стратегией устойчивого социально-экономического развития Беларуси на период до 2030 года для решения задачи адаптации социально-экономического развития к изменениям климата предусмотрено повышение уровня экологической безопасности территорий путем создания системы управления рисками природного характера, оптимизации размещения производственных объектов и организации территорий населенных пунктов, широкого внедрения водосберегающих технологий, обеспечения модернизации производства стали, цветных металлов, строительных материалов, химической и целлюлозно-бумажной продукции. Отдельные меры по адаптации к изменению климата заложены в ряд стратегических и программных документов. Таких как Стратегия устойчивого социально-экономического развития Беларуси на период до 2030 года, Стратегия в области охраны окружающей среды на период до 2035 года, Национальная стратегия управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года, Стратегия сохранения и рационального (устойчивого) использования торфяников, Национальный план действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия на 2021—2025 годы, Национальный план действий по предотвращению деградации земель (включая почвы) на 2021—2025 годы, Национальный план действий по развитию «зеленой» экономики на 2021—2025 годы и т. д.
В планах — разработка и реализация комплексной Стратегии по адаптации к изменению климата до 2050 года.
Платить за выбросы
— Киотский протокол, а затем Парижское соглашение предусматривает торговлю квотами на выбросы парниковых газов. Когда, на ваш взгляд, может заработать эта система? И какой вклад потенциально она может внести в экономику Беларуси?
— Беларусь в мировом масштабе отвечает за 0,13 процента выбросов парниковых газов. И как сторона Парижского соглашения к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата от 12 декабря 2015 года вносит свой вклад в их сокращение наряду с другими государствами.
В рамках Евразийского экономического союза в 2021 году начата работа по сближению позиций государств — членов ЕАЭС по климатической повестке, которая с учетом современных тенденций относится к решению экономических задач. В октябре 2022-го принят первый пакет мероприятий (дорожная карта) по сотрудничеству государств — членов ЕАЭС в рамках климатической повестки, который направлен на достижение Целей устойчивого развития, выполнение обязательств по Парижскому соглашению, реагирование на экономические меры Европейского союза в контексте реализации инициативы «Зеленая сделка».
Дорожная карта включает семь направлений сотрудничества государств — членов ЕАЭС в рамках климатической повестки. В их числе анализ законодательного регулирования в климатической сфере и подготовка возможных предложений по развитию общих подходов; разработка предложений по формированию совместных рыночных и нерыночных механизмов углеродного регулирования; определение мер стимулирования низкоэмиссионной трансформации с учетом компетенции союза в таких отраслях, как транспорт, энергетика, металлургия, химическая промышленность, строительство, сельское хозяйство; Евразийские инициативы низкоуглеродного развития; «зеленое» финансирование; формирование Банка климатических технологий и цифровых инициатив; координация в сфере международных торговых отношений по вопросам климатической повестки и иное взаимодействие в целях продвижения интересов государств — членов ЕАЭС в климатической сфере на международной арене.
Государства — члены ЕАЭС приступили к реализации дорожной карты. Это позволит им регулировать вопросы, связанные с изменением климата и обеспечением устойчивого развития. В их числе снижение углеродной составляющей в производстве продукции и стимулирование низкоэмиссионной трансформации в ряде отраслей, разработка инициатив низкоуглеродного развития, построение конкурентоспособной экономики ЕАЭС, не вступающей в противоречие с целями экологической и климатической повестки, и т. д.
В нынешнем году подготовлена концепция Экологического кодекса. В целях реализации положений Парижского соглашения и мероприятий дорожной карты документом будут регулироваться правоотношения, связанные с воздействием на климат и адаптацией к его изменениям. Пока действующее законодательство об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов содержит лишь общие, отсылочные нормы, регулирующие вопросы воздействия на климат, но не содержит специальных правовых норм, регулирующих отношения, связанные с выбросами парниковых газов из источников и их абсорбцией поглотителями, а также с адаптацией к изменению климата. В Экологическом кодексе будет закреплен ряд аспектов, в числе которых правовые и экономические механизмы снижения выбросов и увеличения поглощения парниковых газов, снижения уязвимости, повышения адаптации природных комплексов и экономики к изменяющемуся климату; основные требования, обязательные для соблюдения субъектами, деятельность которых связана с выбросами и поглощением парниковых газов; нормирование в области выбросов парниковых газов (введение квот на выбросы парниковых газов); порядок ведения Национального реестра углеродных единиц и т. д.
— Прогноз Всемирной метеорологической организации на ближайшие пять лет далек от оптимизма и обещает рост глобальных температур до рекордных уровней. Эти процессы связываются с возрастающим негативным воздействием на окружающую среду товарно-сбытовых цепочек, изменением характера землепользования, уменьшением площади лесов, уничтожением биоразнообразия на нашей планете, разжиганием войн. Какую первоочередную задачу необходимо решить, чтобы остановить глобальное потепление?
— Считаю, что максимально емкий и, главное, абсолютно честный ответ на данный вопрос прозвучал в выступлении нашего Главы государства на Всемирном саммите по климату.
Александр Лукашенко четко определил конкретные шаги по улучшению климатической ситуации: направить деньги, которые сейчас идут на ведение войн в разных частях мира, на решение экологических проблем. Считаю, именно поэтому речь белорусского лидера участниками пленарного заседания Всемирного климатического саммита была встречена стоя с аплодисментами.
Наш Президент справедливо призвал «всех, кто обязан взять на себя бремя исторической ответственности», к внесению соразмерного вклада в решение вопросов климатической безопасности за столетия нещадной эксплуатации природы, увеличению поддержки развивающихся стран, а также «перестать высказывать озабоченности и начать действовать во имя сохранения жизни на Земле».
Информация сайта sb.by