Выборы Президента Республики Беларусь

Андрей Худык: О новых местах геологоразведки, уменьшении выбросов загрязняющих веществ и изменении климата

05.06.2023
Живописная природа Беларуси является не только визитной карточкой нашей страны, но также служит источником жизни и ценным экономическим ресурсом. По всему миру 5 июня отмечается День охраны окружающей среды. Его цель – привлечь внимание общества к проблемам экологии и необходимости бережного отношения человека к природе. Корреспондент БЕЛТА побеседовала с Министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Андреем Худыком о состоянии экологической обстановки в Беларуси, переработке отходов, изменении климата и добыче полезных ископаемых. Также Министр рассказал о биоразнообразии и улучшении прогнозов погоды. 

Экологическая обстановка

- Андрей Павлович, расскажите об экологической обстановке в Беларуси?

- Сразу отмечу, что экологическая ситуация в стране по ряду направлений улучшилась. Умеренная степень хозяйственного освоения с высокой сохранностью естественных экосистем создает благоприятные предпосылки для сохранения природного равновесия в стране.

Национальная система мониторинга окружающей среды на данный момент включает 13 видов мониторинга. Система позволяет получать и предоставлять полную, достоверную и своевременную экологическую информацию. К слову, все полученные материалы находятся в широком доступе на сайте Белгидромета. В целом ежегодные данные НСМОС в сравнении с динамикой свидетельствуют о стабильной экологической обстановке в стране.

Кроме того, предприятиями страны последовательно реализуются меры по внедрению энергоэффективных технологий и оборудования, снижению объемов образования отходов и увеличению их использования, а также вовлечению в топливный баланс возобновляемых источников энергии.

- Какой в нашей стране сейчас показатель загрязнения атмосферного воздуха? Какие меры предпринимаются для того, чтобы снизить выбросы?

- Результаты наблюдений в ходе мониторинга позволяют сделать вывод, что общая картина состояния атмосферного воздуха большинства промышленных центров Беларуси благополучная. Согласно рассчитанным значениям индекса качества атмосферного воздуха его состояние в первом квартале 2023 года оценивалось как очень хорошее, хорошее и умеренное. Доля периодов с удовлетворительным и плохим качеством воздуха была незначительная, а периоды с опасным уровнем загрязнения воздуха отсутствовали вовсе.

В целях обеспечения экологической безопасности и сохранения качества атмосферного воздуха на таком уровне в стране проводится планомерная работа по строительству, реконструкции, модернизации газоочистных установок и внедрению наилучших доступных технических методов.

Кроме того, большая работа проводится по сокращению выбросов загрязняющих веществ от транспорта. Например, с 2016 года реализуются только топлива, соответствующие экологическому классу К5. Белорусскими производителями освоен выпуск техники, соответствующей экологическим стандартам Евро-5 и Евро-6. Обновляются транспортные парки, активно развивается пассажирский электротранспорт – электробусы, троллейбусы, трамваи и электропоезда.

Переработка отходов

- Как в Беларуси обстоят дела с переработкой отходов? Какие есть успехи за предыдущий год и планы на 2023-й?

- Ежегодно в Беларуси образуется в среднем 60 млн т отходов производства и 4 млн т коммунальных отходов. В составе отходов производства наибольшими объемами образования характеризуются так называемые крупнотоннажные отходы производства (отходы производства калийных удобрений и фосфогипса). На их долю приходится порядка 65% годового выхода, а также свыше 95% общего объема накопленных отходов производства по стране.

Без учета крупнотоннажных уровень использования отходов производства составляет около 80%. При этом уровень использования традиционных видов вторичных материальных ресурсов, относящихся к отходам производства (макулатура, стеклобой, полимерные отходы, изношенные шины), достигает 90% и более.

Динамичному росту уровня использования ТКО в 2022 году способствовали проводимая работа по совершенствованию законодательства в области обращения с отходами, а также постоянный контроль со стороны территориальных органов Минприроды, в частности за недопущением захоронения ВМР. По данным Министерства жилищно-коммунального хозяйства, этот показатель по итогам года составил 32%, что в три раза выше показателя 2012 года. Огромную роль в достижении такого уровня играет проводимая информационная и разъяснительная работа по вопросам раздельного сбора отходов и их дальнейшей переработке.

- Найдены ли новые способы переработки мусора или же другие механизмы уменьшения ТКО?

- В стране реализуется ряд документов, которыми предусмотрены мероприятия, позволяющие обеспечить увеличение уровня использования коммунальных отходов до 50% от объема их образования к 2025 году, до 79% – к 2030 году и до 90% – к 2035 году. Такой высокий уровень использования планируется обеспечить дальнейшим развитием системы сбора отходов, производством RDF-топлива и компостированием органической части ТКО.

Также запланировано создание региональных объектов по обращению с ТКО. Предполагается, что они будут включать в себя отвечающие современным стандартам объекты захоронения, сортировки, использования, а также при необходимости станции перегрузки ТКО. Для всей страны может быть создано до 30 таких объектов. Успехи в этом направлении уже имеются: завершено строительство полигона для захоронения отходов в Брестской зоне обслуживания, регионального комплекса по сортировке ТКО в Барановичах. Находится на завершающей стадии строительство такого комплекса в Оршанском регионе.

Отдельно стоит сказать о Минске, на долю которого приходится около 20% ежегодного объема образования коммунальных отходов страны. В планах реконструкция существующего объекта по сортировке ТКО «Мусороперерабатывающий сортировочный завод автотранспортного УП «Спецкоммунавтотранс» с увеличением проектной мощности до 600 тыс. т в год, получением техногрунта, производством RDF-топлива для цементных заводов и переработкой крупногабаритных отходов.

Сохранение биоразнообразия

- Как в Беларуси сохраняется биологическое и ландшафтное разнообразие? В чем здесь уникальность нашей страны?

- Сохранение биологического и ландшафтного разнообразия занимает важное место в экологической политике Беларуси. Инструменты, позволяющие реализовывать государственную политику в области сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, регламентированы соответствующими законами Беларуси, а также определены в концепциях и программах.

Например, разработка и реализация Стратегии сохранения и рационального использования болот, а также схемы распределения торфяников по направлениям использования на период до 2030 года способствовали сохранению болот. При этом снизились темпы деградации болотных экосистем, частота и площадь торфяных пожаров, сократилась практика осушения естественных болот и их использования для добычи торфа.

Кроме того, одними из важнейших инструментов сохранения биологического и ландшафтного разнообразия в Беларуси являются особо охраняемые природные территории. На 1 января 2023 года удельный вес ООПТ в общей площади страны составил 1,9 млн га, или 9,1%.

- Какие меры предпринимаются для сохранения природы в первозданном виде?

- В настоящее время невозможно отрицать взаимосвязь социальных, экономических и экологических факторов, а также их влияние на безопасность жизнедеятельности человека. Однако именно благодаря проводимой политике в Беларуси за последние 20 лет выбросы загрязняющих веществ и сброс сточных вод уменьшились в 2,5 раза. Также в два раза снизилась энергоемкость ВВП и в 1,2 раза увеличилась площадь естественных экосистем.

Последовательно внедряются результаты научных исследований в области развития возобновляемой энергетики и электротранспорта, принципы ресурсоэффективной и низкоуглеродной экономики. Выстроена и успешно функционирует созданная система управления отходами, которая направлена на снижение их негативного воздействия и более полное вовлечение в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья.

Кроме того, на национальном уровне разрабатываются стратегические документы в области противодействия изменению климата, развития механизма трансграничного углеродного регулирования, а также перехода к моделям зеленой и циркулярной экономик.

Подчеркну, что на улучшение ситуации могут повлиять и сами белорусы. Каждый из нас может раздельно собирать отходы, участвовать в обсуждении экологически значимых решений, а также в различных экологических акциях, например, озеленении, плоггинге и другом.

Забор в Беловежской пуще и работа с международными организациями

- В прошлом году Польша закончила строительство забора в Беловежской пуще. Как Минприроды пыталось решить этот вопрос и какие попытки по разрешению конфликта предпринимаются сейчас?

- С самого начала строительства Польшей заградительного сооружения в Беловежской пуще Минприроды задействовало все имеющиеся механизмы, чтобы призвать соседнее государство соблюдать взятые на себя международные обязательства в области охраны биологического и ландшафтного разнообразия. Наше ведомство обращалось к компетентным международным организациям и органам многосторонних природоохранных соглашений с просьбой оказать содействие в решении данной проблемы. Однако наша просьба была оставлена без внимания.

Вместе с тем Беларусь продолжает отстаивать свои позиции. В апреле этого года мы направили в комитет по осуществлению Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте представление Беларуси о нарушении Польшей положений международного договора. Этот договор закрепляет обязанность его государств-участников проводить процедуру оценки воздействия на окружающую среду строительства объектов, которые могут оказывать негативное трансграничное воздействие на окружающую среду, например, химзаводы, дамбы. Некоторые виды деятельности также рассматриваются по процедуре Конвенции Эспо, в частности обширная вырубка лесов.

Надеемся, что комитет по осуществлению Конвенции Эспо отбросит политические пристрастия и рассмотрит наше представление сугубо с точки зрения охраны окружающей среды.

- Как в целом сейчас развивается международное сотрудничество по направлениям Минприроды? Как санкции повлияли на обмен информацией и реализацию проектов в природоохранной сфере?

- Несмотря на сложности, Минприроды продолжает принимать участие в работе всех международных многосторонних площадок, на которых обсуждаются вопросы межгосударственного сотрудничества в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и смягчения последствий изменения климата.

Мы работаем с Организацией Объединенных Наций, Всемирной метеорологической организацией, ЮНЕСКО, Глобальным экологическим фондом, Евразийским экономическим союзом, Содружеством Независимых Государств, Союзным государством и другими.

При этом есть и свои трудности. В прошлом году из-за политизации международной площадки наша страна приняла решение о выходе из Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция).

Белгидромет столкнулся с отказом бывших партнеров представлять синоптические данные и другую метеорологическую информацию, которая необходима для подготовки точных прогнозов погоды. Однако благодаря тесному сотрудничеству с Росгидрометом мы смогли обеспечить себя нужными данными, и Белгидромет продолжает выполнять свои функции на высоком уровне.

Погода, гидрологическая обстановка и климат

- В последние годы показатели оправдываемости прогнозов погоды белорусских синоптиков выросли. Что еще предстоит доработать?

- За последние 5 лет сеть наблюдений Белгидромета претерпела существенные изменения. Расширена сеть приземных метеорологических наблюдений, сейчас она насчитывает 67 оснащенных автоматизированными системами наблюдения метеостанций. Это позволило нам проводить наблюдения в учащенном режиме – с десятиминутным интервалом.

Также увеличено количество радиолокаторов с трех до пяти. Теперь радиолокационной сетью покрыта вся страна, и мы видим необходимую информацию об опасных и неблагоприятных явлениях, начиная с подступов к Беларуси.

Отмечу, что модернизация наблюдательной сети Белгидромета привела к увеличению данных, которые необходимо обрабатывать и хранить. Из-за этого существующая инфраструктура, к сожалению, уже не справляется с таким объемом данных. В этом году стоит задача модернизировать локально-вычислительную сеть.

- В конце зимы – начале весны этого года сильно разливались реки, почти во всех областях наблюдались затопления речными водами. Как развиваются прогнозы Белгидромета в области гидрологии?

- Белгидромет – единственное в Беларуси учреждение, которое занимается гидрологическим прогнозированием. При этом обеспечением оперативной гидрологической информацией охвачены государственные органы управления, министерства и ведомства. Гидрологические прогнозы широко используют во многих отраслях, но главным образом в водном, автодорожном и железнодорожном транспорте, сельском и коммунальном хозяйстве, лесной промышленности, гидроэнергетике, нефтяной и газовой отраслях.

В настоящее время гидрометеорологические наблюдения осуществляются на 112 гидрологических постах и 67 метеорологических станциях. Дополнительно информация поступает с водомерных постов соседних государств – России и Украины. Это необходимо, поскольку большинство рек, протекающих по территории нашей страны, трансграничные, а для анализа гидрологической ситуации необходимо располагать данными по всей длине реки.

Наряду с наземными наблюдениями все большее значение приобретает использование данных измерений полярно-орбитальных и геостационарных спутников дистанционного зондирования Земли. Использование съемок из космоса и привлечение спутниковых данных совместно с наземной информацией дают возможность повысить объективность, точность и частоту наблюдений. Также съемки позволяют усовершенствовать методы оперативного контроля за состоянием рек при развитии опасных явлений. Эти данные необходимы для анализа текущей обстановки на реках, а также для составления гидрологических прогнозов.

- Весь мир сейчас говорит о таянии ледников в Антарктиде и глобальном потеплении. Как это отражается на Беларуси и какие меры принимаются для борьбы с изменением климата?

- На территории нашей страны действительно отмечаются процессы изменения климата, проявляющиеся главным образом в росте температуры воздуха. Так, за последние десятилетия с 1976 по 2022 год темпы роста температуры воздуха составляют 0,6 градуса, что характерно и для всех соседних регионов. Кроме того, в последние десятилетия отмечается рост среднегодового количества осадков, особенно в зимнее время года. При этом в отдельные месяцы лета количество осадков уменьшается, что способствует увеличению повторяемости засушливых явлений.

Беларусь как сторона Парижского соглашения вносит свой вклад в сокращение выбросов парниковых газов. Так, в сентябре 2021 года мы взяли на себя обязательство, согласно которому к 2030 году планируем сократить выбросы парниковых газов на 35% от уровня 1990 года. Но согласно данным государственного кадастра выбросов и поглощения парниковых газов, в 2021 году Беларусь сократила выбросы на 36,7%, а с учетом сектора «Землепользование, изменение землепользования и лесное хозяйство» – на 57,8%.

При этом не стоит забывать, что Беларусь продолжает оказывать существенные экосистемные услуги, имея один из самых высоких показателей лесистости в Европе (около 40% территории) и большие площади неосушенных болот (около 7% территории), которые являются поглотителем углекислого газа.

- Каким будет климат Беларуси в ближайшие 10–30 лет? Какие есть варианты развития событий?

- На территории нашей страны в ближайшие несколько десятилетий ожидается продолжение текущих тенденций изменения климата. Среднегодовая температура воздуха будет расти. Постепенно сократится отопительный период и, наоборот, будет возрастать потребность в кондиционировании жилых и общественных помещений. Чаще станут отмечаться периоды с аномально жаркой погодой. В теплый период года, при условии сохранения в отдельные месяцы тенденции сокращения осадков, будет увеличиваться повторяемость атмосферных и почвенных засух. Все эти тенденции требуют разработки и проведения мероприятий по адаптации.

Геологоразведка

- Использование собственной минерально-сырьевой базы особенно важно сейчас, когда нам необходимо развивать импортозамещение. Какие достижения есть в сфере геологоразведки и что планируется сделать?

- Благодаря активизации совместной работы «Белоруснефти» и подчиненного Минприроды НПЦ по геологии, применению новых технологий и наращиванию объемов сейсморазведки и бурения получен значительный прирост запасов нефти – 2,15 млн т. Это на 390 тыс. т больше, чем в 2021 году. Кроме того, в 2022 году получены приросты запасов мела в количестве 4,013 млн т, кварцевого песка – 11,1 млн т, из них песка для производства стекла – 10,3 млн т.

Чтобы сократить импорт и переориентировать белорусские предприятия на местное сырье, правительством поставлена задача активизировать работы по расширению перечня добываемых видов полезных ископаемых и их вовлечению в экономику.

Также в текущем и последующих годах будут выполнены работы по усовершенствованию технологий обогащения и разработки мела, каолина, тугоплавких глин и кварцевых песков. Планируется усовершенствовать технологическую линию филиала «Гомельский горно-обогатительный комбинат» и ОАО «Гомельстекло» для получения обогащенных стекольных песков до высоких марок и максимального сокращения их импорта.

- Каковы объемы добычи полезных ископаемых в нашей стране?

- За последнюю пятилетку наблюдается устойчивая положительная динамика роста добычи основных видов минерального сырья наряду со снижением импорта. Если в 2016 году мы добывали 104 млн т, то в 2021–2022 годах – порядка 123 млн т. В это же время импорт с 4,3 млн т в 2016 году снизился до 1,2 млн т в 2022 году. Этот показатель говорит о заинтересованности белорусских предприятий в использовании собственных полезных ископаемых, что также позволяет сэкономить финансовые средства на импортные сырьевые ресурсы.

- Будут ли геологи вести работы на новых месторождениях и насколько у нас хватает технических мощностей для этого?

- Ежегодно в стране обеспечивается восполнение минерально-сырьевой базы и открываются новые месторождения полезных ископаемых. Так, в 2016–2018 годах в Пинском районе был выявлен новый вид полезных ископаемых для Беларуси – базальты и туфы. По поручению правительства в первом полугодии Минприроды будет выполнена детальная разведка месторождения с составлением технико-экономического обоснования (ТЭО) его разработки.

В 2023–2025 годах будут доизучены и актуализированы ТЭО по бентонитовым глинам, гипсу, каменной соли для производства кальцинированной соды. Для совершенствования работы по геологическому изучению недр, сокращения финансовых затрат на эти работы и ускорения процесса работ предприятиями постоянно совершенствуется материально-техническая база.

Благодаря распоряжению главы государств в НПЦ по геологии с 2022 года проводится модернизация материально-технической базы – закуплено 11 единиц современной техники и оборудования. Среди них две самоходные буровые установки, узлы для модернизации имеющихся буровых установок (циркуляционная система и блок насосный). В текущем году также предусмотрено приобретение современной техники и оборудования.

- Найдены ли новые инвесторы для освоения месторождений и какая работа ведется в этом направлении?

- Работа по привлечению инвесторов в освоение белорусских полезных ископаемых ведется Минприроды на постоянно основе. Активная работа в первую очередь идет с Китайской Народной Республикой. Информация о ряде месторождений полезных ископаемых, перспективных для освоения, направлена китайской стороне.

В ближайшее время с китайскими представителями планируется обсуждение конкретных шагов по дальнейшему сотрудничеству.

Информация БелТА

Версия для печати Все новости