Законопроект внесен в Палату представителей Правительством. Согласно данному документу Закон «Об охране окружающей среды» излагается в новой редакции. Проект подготовлен в целях приведения положений Закона в соответствие с изменениями Конституции, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, а также актуализации его норм с учетом практики применения и необходимости закрепления отдельных терминов и их определений.
В преамбуле Закона учтены положения Конституции Республики Беларусь в части возмещения вреда, причиненного нарушением права на благоприятную окружающую среду.
Вводится ряд новых терминов, таких как «объекты, оказывающие комплексное воздействие на окружающую среду», «экосистемные услуги», «природопользователь», «низкоуглеродная экономика» и другие с закреплением норм, регулирующих эти сферы деятельности.
С учетом направлений социально-экономического развития страны проект Закона дополнен такими принципами и направлениями государственной политики в области охраны окружающей среды как: экономическая оценка экосистемных услуг, стимулирование применения наилучших доступных технических методов, ресурсосберегающих технологий и практик, перехода к «зеленой» экономике, формирование и проведение единой государственной политики по реагированию на изменение климата. Принципы дополнены также обязательностью участия в деятельности по охране окружающей среды государственных органов, в том числе органов территориального общественного самоуправления, общественных объединений, иных юридических лиц и физических лиц.
В перечень объектов экологической сертификации включены работы по сокращению выбросов парниковых газов и увеличение поглощения парниковых газов, что позволит обеспечить реализацию международных обязательств в области изменения климата.
В целях обеспечения государственного регулирования хозяйственной деятельности, связанной с вредным воздействием выбросов в окружающую среду, компетенция Правительства дополняется полномочиями на установление порядка и условий ограничения антропогенных выбросов парниковых газов, порядка ведения учета антропогенных выбросов из источников и их абсорбции поглотителями парниковых газов.
С учетом новых направлений в проекте Закона закреплены подходы по реализации экономических механизмов охраны окружающей среды и природопользования.
Закон «Об охране окружающей среды» сегодня комплексно регулирует вопросы нормирования в области охраны окружающей среды. К нормативам в данной области относятся: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, лимиты на природопользование.
Проектом Закона уточняется, что нормативы качества окружающей среды определяются: экологическими нормами и правилами, гигиеническими нормативами, строительными нормами и правилами. В проекте Закона закрепляется не компетенция государственного органа на утверждение того или иного норматива, а указание на вид правового акта и вид законодательства, которым они могут утверждаться.
Права должностных лиц Минприроды и его территориальных органов при осуществлении контроля изложены в новой редакции и исключают дублирование норм Указа Президента № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», а также КоАП и ПИКоАП.
Расширяются права физических и юридических лиц, общественных объединений по участию в процессе принятия госорганами решений по вопросам, касающимся охраны окружающей среды.
Законопроектом вводятся дополнительные обязанности в области охраны окружающей среды для физических и юридических лиц. Так, физические лица будут обязаны проводить в границах предоставленных им земельных участков работы по регулированию распространения и численности инвазивных растений, что связано с необходимостью решения проблемы по борьбе с инвазивными растениями, создающими угрозу здоровью граждан, сохранению биоразнообразия, причинения вреда отраслям экономики.
Обязанность для юридических лиц устанавливается в части сокращения объемов выбросов парниковых газов и их веществ в атмосферный воздух путем внедрения наилучших доступных технических методов.
Комплексно пересмотрены требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые к осуществлению хозяйственной деятельности, в том числе с учетом положений разработанного нового Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Закреплена норма об обязанности возмещения лицом, причинившим вред окружающей среде, затрат, связанных с отбором проб и проведением измерений в области охраны окружающей среды, также скорректирована норма о порядке восстановления нарушенного состояния окружающей среды.
Перечень целей, при которых допускается изъятие дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, из среды их произрастания, дополнен «пересадкой».
Внесен также ряд корректировок: в части организации учета в области охраны окружающей среды, уточнен перечень государственных кадастров природных ресурсов и воздействий на окружающую среду, конкретизированы формы получения образования, в образовательные программы которых должны включаться основы охраны окружающей среды и природопользования.