8 ноября текущего года Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко на совещании по законопроектам, предусматривающим корректировку законов «О Совете Министров Республики Беларусь» и «О нормативных правовых актах», озвучил свои основные требования к этим документам.
Глава государства отметил, что приведение законодательства в соответствие с обновленной Конституцией – очень важная для страны тема. «Вопросов много, непростые, требуют самого пристального внимания», – сказал он. Совсем недавно на уровне Президента обсуждались проекты законов о Всебелорусском народном собрании и об изменении Избирательного кодекса. А теперь в повестке совещания корректировки законов о Совете Министров и о нормативных правовых актах.
Характеризуя документ, касающийся деятельности Совета Министров, Александр Лукашенко подчеркнул: «За прошедшие годы наше Правительство приобрело колоссальный опыт: преодоление кризисных ситуаций и пандемий, управление экономикой в этих условиях».
«Эти наработки, успешно сформированную практику обязательно нужно закрепить в законе. Я также требую еще большей инициативности и самостоятельности Совета Министров, даже порой смелости в принятии решений», – добавил Президент.
Чтобы все хорошо функционировало, в проекте должны быть заложены соответствующие механизмы, убежден белорусский лидер. «Это зона ответственности Аппарата Совета Министров, – подчеркнул он. – Работая над проектом, нужно помнить, что и структура Правительства также не должна оставаться застывшей. Я об этом уже говорил в августе».
Важность второго документа – законопроекта о нормативных правовых актах – объясняется тем, что на его основе формируется единое правовое пространство страны. «В нем должны получить развитие конституционные нормы. Но с учетом складывающейся обстановки!» – заявил Глава государства.
По его словам, в действующем законе детально прописано, кто и какие документы вправе принимать, их юридическая сила. «С появлением в Конституции нового органа – Всебелорусского народного собрания – надо определить его место в системе правовых актов. Эти документы по значимости сравнимы с решениями съезда компартии в свое время, – обратил внимание Президент. – Закон должен содержать ответы на все вопросы по нормотворчеству, начиная от процедур подготовки и заканчивая четким изложением норм. Мое требование – все должно быть прописано нормальным языком, просто и понятно!»
Александр Лукашенко отметил, что Администрация Президента, как ни один другой орган, знает его установки. Но необходимо, чтобы по таким же требованиям оперативно и качественно готовились акты не только Президента. «Здесь нужно подключать Министерство юстиции и вместе – чтобы мышь не проскочила, чтобы запятые и точки были расставлены там, где надо», – сказал Глава государства.
О новациях законопроектов на совещании доложил руководитель Аппарата Совета Министров Константин Бурак. Он обратил внимание, что документы были подготовлены в соответствии с обновленной Конституцией и практикой применения.
О системе сдержек и противовесов
Когда речь зашла о том, что из полномочий Премьер-министра исключена функция по исполнению обязанностей Президента в отдельных случаях (эта функция возложена на Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь), Александр Лукашенко счел необходимым уточнить, что это было его предложение – внести поправки в Конституцию так, чтобы в случае ухода от власти действующего Президента, его обязанности исполнял Председатель Совета Республики, а не Премьер-министр, как это было ранее. Ведь в таком случае у Премьер-министра были бы рычаги для управления финансовыми инструментами, парламентом, судебной системой, а также и исполнительной ветвью власти. «Это, наверное, не совсем правильно. Все-таки система сдержек-противовесов. Должны быть противовесы, – убежден Александр Лукашенко. – Представьте, Премьер-министр в случае ухода Президента проводит президентские выборы (он должен организовать как исполняющий обязанности Президента). Бюджет, экономика, финансы и прочее оказываются в одних руках. Так? Так. Результат почти предопределен при любой демократии. Вон, в Америке – оплот демократии – сегодня выборы в Конгресс. Видите, как они переживают за фальсификации».
«Поэтому было принято решение, что в такой ситуации исполнять обязанности будет Председатель Совета Республики, – пояснил Глава государства. – Премьер-министр остается управлять экономикой». Александр Лукашенко подчеркнул, что при принятии этого решения не учитывались персоналии тех, кто сейчас занимает те или иные посты. Было важно сохранить сбалансированную систему. «Абсолютно демократичный шаг. Личности здесь ни при чем. То, что организует выборы Председатель Совета Республики, – более демократично, – сказал белорусский лидер. – Если это будет честно, особенно при выборах главного лица, тогда и люди будут понимать это. Потому что на этом (вы видите) раскручиваются все протесты, санкции, мятежи и прочее. Я исходил из этого».
О месте решений ВНС в иерархии нормативных документов
В числе новаций, закрепленных в законопроектах, на совещании обсуждались нормы, которые регламентируют вопросы взаимодействия Совета Министров и ВНС.
«Это очень важно, – задал тон дискуссии Президент. – Появляется новый орган в структуре (государства. – Прим. БелТА), и его надо вмонтировать в эту систему». Образно Александр Лукашенко сравнил этот процесс с тем, как в строй становится новый человек и так или иначе он задевает плечами рядом стоящих. «Тут надо сделать так, чтобы ВНС вмонтировать в эту систему, никого не задевая ни левым, ни правым плечом», – заметил он.
Как ответил Константин Бурак, именно для этого через все статьи, где это необходимо, проходит положение о значимости, юридической силе решений ВНС. Например, устанавливается обязанность Премьер-министра ежегодно информировать ВНС о выполнении программ социально-экономического развития.
В этой связи Президент еще раз напомнил о ключевой роли собрания и обязательности исполнения его решений. «ВНС должно принимать одно-два решения, грубо говоря. Но оно подлежит исполнению всеми. Не дай бог война… Принято решение Всебелорусским народным собранием – и все выстроились. Это имелось в виду, – подчеркнул белорусский лидер. – Они (решения ВНС. – Прим. БелТА) должны быть уникальными. И должны приниматься по исключительно немногим вопросам. Ни в коем случае не влазить в компетенцию Президента и других органов власти».
В свою очередь другие органы власти в случае принятия решений ВНС должны, образно выражаясь, выстраиваться друг за другом и действовать, потребовал Президент. «Это обязательно к исполнению. Я за это переживаю, чтобы именно это по духу и по закону было прописано», – добавил он.
По этому поводу заместитель Главы Администрации Президента Ольга Чуприс ответила, что именно такой смысл заложен в законопроекте о нормативных правовых актах применительно к решениям ВНС. В иерархии документов по важности они следуют за Конституцией, законами о внесении изменений и дополнений в Конституцию, решениями республиканских референдумов. Она подчеркнула, что решениями ВНС можно отменить любое решение любого органа, кроме судебных решений, соответственно в этом их значительная юридическая сила.
О том, почему именно сейчас нужно все устаканить и утрясти
Александр Лукашенко пояснил, почему он уделяет такое пристальное внимание формированию законодательной базы в развитие обновленной Конституции. По его словам, именно сейчас нужно документально завершить процесс совершенствования системы управления страной, сохранив стабильность и не допустив разбалансировки. «Мы, сидящие за столом, должны это все утрясти, устаканить. Придут новые люди на это готовое, которое мы должны создать. Это не шутка – управление обществом, государством, социально-экономическими процессами и сохранение суверенитета и независимости в настоящее время. Это не шутка. Только тот, кто не задумывается над этим, очень легко к этому подходит. В этой части главная задача действующего Президента, то есть меня, – чтобы мы это все утрясли. Поэтому я и уделяю такое внимание этим нормативным правовым актам в развитие Конституции», – сказал Президент.
В качестве примера он напомнил о российском опыте внесения поправок в Конституцию, заметив, что Президент Владимир Путин принимал активное участие на этапе обсуждения изменений, а дальше работали соответствующие органы. «У них своя система, опыта побольше (все-таки центр империи был), специалистов побольше. Мы тут больше внимания обязаны уделять этому процессу. Поэтому на этом уровне рассматриваем», – объяснил Александр Лукашенко.
«Моя задача – оставить новому поколению в наследство нормальную систему управления обществом и государством. Вот в чем смысл. Сколько для этого времени нужно действующему Президенту и всем нам? Сколько нужно, столько и будет», – заявил белорусский лидер.
Далее на совещании обсуждались некоторые положения законопроектов, в частности, речь шла о полномочиях Совета Министров по обеспечению исполнения решений ВНС и осуществлению контроля за их исполнением, об обновлении состава Правительства, системы государственных органов управления и организаций, подчиненных Правительству, о расширении состава Президиума Совмина за счет включения туда Министра юстиции, об актуализации задач, функций и статуса аппарата Совета Министров.
По итогам состоявшихся дискуссий принято решение еще раз вернуться к вопросу юридических формулировок, касающихся уникального статуса решений Всебелорусского народного собрания, чтобы они обеспечили им достойное место в иерархии нормативных правовых актов страны в соответствии с теми требованиями и задачами, которые озвучил на совещании Глава государства.