Выборы Президента Республики Беларусь

Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь А. Ковхуто принял участие в онлайн-конференции, посвященной Дню охраны окружающей среды

03.06.2016
В преддверии Дня охраны окружающей среды, который отмечается в Беларуси 5 июня, глава природоохранного ведомства рассказал об экологическом "самочувствии" нашей страны на современном этапе, о качестве водных ресурсов и переработке отходов, о перспективах развития зеленой экономики и органического сельского хозяйства, ответил на многие другие вопросы  

Корр. БЕЛТА:

- Могли бы вы описать портрет человека, который чаще всего позволяет себе загрязнять окружающую среду? 

Ковхуто Андрей Марленович 

- Это не зависит ни от возраста, ни от гендерной принадлежности. Я бы рассматривал вопрос в ракурсе культуры. У меня всегда вызывает удивление, когда люди имеют возможность, например, принести на берег водоема упакованную еду или напитки, а потом им трудно убрать за собой мусор. 

Корр. БЕЛТА 

- Расскажите, пожалуйста, о наиболее важных показателях, характеризующих изменение климата в нашей стране, о динамике объема выбросов парниковых газов, о тех исследованиях, которые ведутся. 

Ковхуто Андрей Марленович 

- Последние 20 лет в Беларуси были самыми жаркими за 130 лет с начала наблюдений: с 1989 по 2012 год температура повысилась на 1,1 градуса по сравнению с 1961-1990 годами. Основное повышение температуры с 1989 по 1999 год пришлось на зимние месяцы и начало весны (январь, февраль, март). В следующие десять лет (1999-2008 годы) наблюдалось существенное изменение годового хода температуры воздуха: снижение температуры в зимние месяцы (за исключением декабря) и заметный рост в летние и осенние месяцы. В целом по территории Беларуси второе десятилетие периода потепления (1999-2008 годы) оказалось теплее первого на 0,5°С. За последние 15 лет количество осадков в Беларуси, за исключением северных районов, сократилось на 2-6%. Количество осадков сокращается в теплые периоды (апрель, июнь, август) и увеличивается в холодные (февраль, март, октябрь). За период с 1990 по 2014 год наибольшее количество выбросов парниковых газов наблюдалось в 1990 году – 141,506 млн т в эквиваленте СО2. В 2014 году выбросы составили 92,5 млн т в эквиваленте СО2 и сократились по отношению к 1990 году на 34,6% (выбросы парниковых газов пересчитаны в соответствии с Руководящими принципами МГЭИК 2006 года). Беларусь как сторона Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола к ней создала и развивает нормативную правовую и институциональную базу для решения вопросов, связанных с изменением климата. Научные исследования, разработка программ и подготовка рекомендаций по адаптации и изменению климата, а также международное сотрудничество ведутся во всех отраслях хозяйства и сферах жизни людей, таких как сельское хозяйство, водные ресурсы, энергетика и транспорт, леса и биоразнообразие, здоровье человека. Хотя вследствие климатических особенностей Беларусь относится к зоне рискованного земледелия, она является крупным производителем и поставщиком сельскохозяйственной продукции. В результате изменения климата, с одной стороны, удлинились теплый и вегетационный периоды и сформировалась новая агроклиматическая область в Полесье, а с дугой стороны, урожай основных видов культур стал менее стабильным. В результате изменения количества осадков и температуры годовой сток рек Беларуси за последние десятилетия увеличился на 5-20%, за исключением Западного Буга и Немана, сток которых сократился. Увеличился сток рек зимой. Из-за потепления в маловодные периоды осложнится работа водного транспорта. Сезонный дефицит воды может вызвать проблемы с орошением. Качество питьевой воды, особенно из централизованных источников, может ухудшиться. Потепление в зимний период может снизить потребление энергии на отопление, но возрастет ее потребление на нужды охлаждения летом. Стихийные бедствия могут осложнять работу транспорта и причинять ущерб транспортной инфраструктуре. В результате сильной жары может разрушаться покрытие дорог, что повысит вероятность аварий. Снижение уровня грунтовых вод, пожары (ежегодно возникает от 400 до 1,5 тыс. лесных пожаров), ураганы, размножение вредителей леса и развитие болезней неблагоприятно влияют на состояние и продуктивность лесов, которые занимают 39% территории Беларуси. Деревья медленно адаптируются к резким температурным изменениям, ранняя вегетация и поздние заморозки могут замедлить их рост. Из-за потепления климата в Полесье может сократиться распространение ели, массовое высыхание насаждений уже наблюдается в последние 15-20 лет. Прогнозируется сокращение площади хвойных лесов и расширение площади смешанных лесов и лесостепи. Охрана окружающей среды и адаптация экономики к изменению климата могут не только снизить потери от его неблагоприятных последствий, но и принести стране экономическую пользу, по крайней мере в ближайшем будущем. 

онлайн конференция


















Алексей Кудееня 

- В 2015 году была ужесточена административная ответственность за нарушения природоохранного законодательства. Как эти изменения отразились на числе правонарушений? Планируете ли какие-то дополнительные шаги в этом направлении? 
 
 

Ковхуто Андрей Марленович 

- Минприроды проводит системную работу по осуществлению контроля за соблюдением требований природоохранного законодательства. В целях профилактики и предупреждения нарушений, улучшения экологической обстановки в 2015 году была ужесточена административная ответственность за нарушения требований природоохранного законодательства. Ужесточение ответственности к нарушителям, а также проведение профилактических работ среди природопользователей привело к снижению количества нарушений в 2016 году. По результатам контрольных мероприятий за 4 месяца 2016 года органами Минприроды привлечено к ответственности более 4,5 тыс. виновных лиц на сумму около Br7,5 млрд (за аналогичный период прошлого года - более 5,5 тыс. лиц на сумму более Br6,5 млрд). Действующие в настоящее время нормы КоАП, предусматривающие привлечение виновных лиц к административной ответственности за нарушения требований природоохранного законодательства, зачастую являются недостаточными. Например, действующий КоАП не предусматривает административной ответственности должностных лиц за нарушение порядка выдачи разрешения на удаление объектов растительного мира. Это создает условия как для необоснованного удаления, пересадки объектов растительного мира, так и для нарушений установленной процедуры при выдаче разрешений, что затрудняет отнесение проведенного удаления объекта растительного мира к незаконному уничтожению или повреждению. Отсутствие административной ответственности за незаконное удаление, пересадку объектов растительного мира, несоблюдение порядка и условий удаления и пересадки объектов растительного мира и осуществления компенсационных посадок и компенсационных выплат стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира способствует тому, что в республике ежегодно удаляется более 100 тыс. зеленых насаждений. Это отрицательно сказывается на экологической ситуации в городах и в целом в стране. Актуальность данного вопроса подтверждают результаты проверок по фактам удаления насаждений вдоль автомобильных дорог, когда в ряде случаев местными исполнительными и распорядительными органами принимались решения о разрешении удаления насаждений в отсутствие предусмотренных законодательством заключений и согласований. Введение административной ответственности за нарушение законодательства о растительном мире и применение мер административного воздействия на виновных лиц будет направлено в итоге на обеспечение благоприятной для жизни и здоровья граждан окружающей среды. В целях совершенствования норм статей КоАП и с учетом правоприменительной практики Минприроды внесены соответствующие предложения для включения в проект закона "О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях". 

Корр. БЕЛТА 

- Теперь законодательство позволяет штрафовать тех, кто мусорит на природе, до 20 базовых величин. Много ли таких нарушителей удается "поймать за руку"? Стали ли наши сограждане меньше мусорить с введением этой нормы?

 Ковхуто Андрей Марленович 

- Достаточно распространенными являются нарушения в области обращения с отходами - засорение леса или древесно-кустарниковой растительности отходами. В 2015 году территориальными органами Минприроды за данные нарушения к административной ответственности привлечены более 500 виновных лиц на сумму более Br200 млн. За истекший период 2016 года таких нарушений выявлено более 150 на сумму более Br60 млн. Как правило, такие нарушения выявляются в весенне-летний период при посещении гражданами мест отдыха. 

Константин, Могилев 

- Недавно утверждена госпрограмма "Комфортное жилье и благоприятная среда", которая, в том числе, касается обращения с коммунальными отходами и использования вторичных материальных ресурсов. Переработка вторресурсов включена правительством в перечень приоритетных для инвестиций видов деятельности. На каких проектах сосредоточитесь в ближайшей перспективе, есть ли инвесторы, желающие вкладываться в эти проекты, каких результатов ожидаете? 

Ковхуто Андрей Марленович 

 - Функционирующая в настоящее время система сбора вторичных материальных ресурсов позволила увеличить количество отходов потребления, направляемых на использование, с 5 % в 2012 году до 15 % в 2015 году. Сегодня ведется активная работа по внедрению в Беларуси технологий производства и применения топлива RDF из коммунальных отходов. Рассматриваются предложения инвесторов, в основном польских, так как у них имеется большой опыт в данной сфере. Реализация данного решения позволит дополнительно вовлечь в хозяйственный оборот около 600 тыс.т ТКО. Вместе с тем выбор технологий и компаний по переработке отходов и производству топлива RDF будет проходить на конкурсной основе. Что касается неперерабатываемых отходов упаковки (тары), то данной проблеме уделяется большое внимание, как со стороны министерства, так и со стороны правительства. Так, Минприроды был проведен анализ использования отходов полимерной упаковки, в том числе введения в республике ограничений на применение ПВХ-этикеток на ПЭТ-таре. В целях установления единых требований к ПЭТ-упаковке, Госстандарту было предложено внести изменения и дополнения в государственные стандарты Республики Беларусь на основные виды молочной продукции, упаковываемые в ПЭТ-упаковку, запретить использование этикетки из ПВХ, инициировать рассмотрение вопроса о внесении соответствующих ограничений в законодательство Таможенного союза в области регулирования обращения упаковки. Отходы упаковки типа "тетра-пак" являются ценным вторичным материальным ресурсом. Основным направлением в области обращения с отходами такой упаковки в мире является разделение упаковки на составляющие компоненты с последующим их повторным использованием (переработкой во вторичное сырье). В условиях Беларуси оптимальным является направление использования отходов упаковки типа "тетра-пак" путем извлечения ценной целлюлозы с обязательной дальнейшей переработкой полиалюминия. Для проработки вопроса о комплексном использовании этих отходов, обеспечивающим использование всех компонентов упаковки, необходимы детальные технико-экономические расчеты и маркетинговое исследование рынка изделий из гранулированного или прессованного полиалюминия. Важным фактором рентабельности производства, использующего в качестве сырья отходы упаковки типа "тетра-пак", является устойчивое обеспечение производства необходимым минимальным объемом таких отходов. В настоящее время в республике отсутствуют технологии переработки отходов упаковки типа "тетрапак". Однако Минприроды прорабатывает вопрос с организациями, зарегистрированными в реестре объектов по использованию отходов, о возможности внедрения технологий по использованию комбинированной, загрязненной упаковки, извлекаемой из состава коммунальных отходов. Минприроды также поддерживает инициативу рекомендовать объектам торговли использовать биоразлагаемую упаковку (бумажную, текстильную, биоразлагаемые полимерные пакеты) в качестве бесплатной упаковки для передачи товара покупателям. Константин, Могилев Есть ли планы по организации сбора батареек, лампочек или ПЭТ-бутылок через автоматы? Ковхуто Андрей Марленович Основной задачей подпрограммы "Обращение с коммунальными отходами и использование вторичных материальных ресурсов" Государственной программы "Комфортное жилье и благоприятная среда" на 2016-2020 годы является минимизация объема захоронения ТКО с обеспечением в 2020 году доли их повторного использования не менее 25% от объема образования. Достижение данной задачи планируется путем реализации ряда мер, в том числе внедрение депозитной (залоговой) системы сбора потребительской тары. Такая система обращения тары является действенным механизмом обеспечения максимального сбора отходов тары с целью их вовлечения в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья. Согласно Концепции депозитной (залоговой) системы обращения одноразовой потребительской тары в Республике Беларусь, разработанной Министерством жилищно-коммунального хозяйства, депозитная (залоговая) система сбора потребительской тары также предусматривает применение автоматизированной приемки тары. Согласно концепции подготовительный этап внедрения такой системы - от начала разработки концепции до практического внедрения - составляет один-два года Сейчас концепция находится на стадии согласования с заинтересованными госорганами. Также немаловажным вопросом на пути внедрения депозитной (залоговой) системы является привлечение инвестиций. Ведь только на закупку технологического оборудования (автоматов возврата тары) необходимо порядка 40 млн евро. Что же касается сбора батареек и лампочек через автоматы, то этот вопрос в республике пока не рассматривается. На сегодняшний день сбор отходов элементов питания и лампочек от физических лиц обеспечивают организации, осуществляющие розничную торговлю. Информация о перечнях таких организаций размещена на официальных сайтах областных (г. Минска) исполнительных комитетов. Следует отметить, что координацию деятельности в сфере обращения с вторичными материальными ресурсами осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства, которое в этих целях создало государственную некоммерческую специально уполномоченную организацию – оператора в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами. Оператор анализирует эффективность обращения с ВМР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, организует информационную работу среди населения по вопросам обращения с отходами потребления, сбора (заготовки) вторичных материальных ресурсов и др. 

Игорь, Минский р-н, д.Дубовляны 

- Когда все-таки закроют Северный полигон под Минском, давно исчерпавший свой ресурс? И где будут принимать минский мусор после этого? 

Ковхуто Андрей Марленович 

- Полигон "Северный" по захоронению твердых коммунальных отходов эксплуатируется с 1981 года на площади 23,4 га. Проектная мощность полигона составляет 26,5 млн т. Расчетный срок эксплуатации полигона с момента ввода – 37 лет. За весь срок эксплуатации по состоянию на 1 января 2015 года на полигоне "Северный" захоронено 22,8 млн т отходов. Полигон принимает на захоронение отходы от города Минска и Минского района. Мощности полигона не позволяют его эксплуатировать в 2017 и последующих годах. Кроме того, на полигоне установлено превышение концентраций по ряду загрязняющих веществ по сравнению с фоном. В целях снижения нагрузки на этот и другие полигоны ("Тростенецкий" и "Прудище") в настоящее время осуществляется строительство 2-й очереди полигона "Тростенецкий", который расположен в районе поселка Сосны. Заказчиком проекта выступает КИУП "Гордорстрой". Сдача проекта в эксплуатацию запланирована в 2016 году. Кроме того, 29 апреля 2016 года начато строительство мусороперерабатывающего сортировочного завода в районе полигона "Тростенецкий" мощностью 100 тыс.т отходов в год. Работы ведутся ОАО "Минскводстрой". Проектные сроки строительства 4 месяца. Введение завода в эксплуатацию позволит снизить нагрузку на полигоны города Минска до 30%. 

Сиберин Михаил, Минск 

- Сколько в Беларуси образуется отходов, сколько полигонов для их захоронения, сколько выявляется и ликвидируется несанкционированных свалок? 

Ковхуто Андрей Марленович 

- За 2015 год в республике образовалось около 50 млн т отходов производства с учетом крупнотоннажных, из которых 1,3 млн т направлено на захоронение. В настоящее время в республике функционирует более 1,9 тыс. объектов захоронения отходов. На сегодняшний день сказать точное количество выявленных несанкционированных свалок не представляется возможным, в связи с тем, что практически ежедневно территориальными органами Минприроды выявляются факты несанкционированного размещения отходов ввиду низкой экологической культуры, в первую очередь населения в местах массового отдыха. Особенно остро этот вопрос стоит в весенне-летний период. Хочу отметить, что, несмотря ни на что, все выявляемые свалки оперативно и в полном объеме ликвидируются. 

Павел, Минск 

- В настоящее время в Беларуси насчитывается около 1,5 тыс. зубров. А сколько их должно быть для создания устойчивой популяции? Планируется ли расселять их на территории других государств? 

Ковхуто Андрей Марленович 

- Оптимальная численность белорусской популяции зубра определена Концепцией сохранения и устойчивого использования зубров в Республике Беларусь и планом управления популяцией зубра в республике в количестве не менее 1500 особей. По состоянию на 1 февраля 2016 года численность зубров на территории Беларуси составила 1428 особей, однако зубры обитают в 10 микропопуляциях, изолированных друг от друга. Для создания устойчивой популяции необходимо обеспечить формирование метапопуляции, особи которой смогут свободно скрещиваться. Для решения данной задачи Минприроды проводит работу по расселению зубра по территории Беларуси. Например, в 2016 году будет создана новая Мостовская микропопуляция зубра в Мостовском районе Гродненской области. Кроме того, мы участвуем в подготовке международного проекта по созданию трансграничной польско-белорусско-литовской популяции европейского зубра. Возможности и перспективы расселения наших зубров (в частности, на территорию Национального парка "Смоленское Поозерье") прорабатываются и с Российской Федерацией. 

Геранская Елена 

- Насколько распространена в Беларуси экологическая сертификация продукции? Какую долю в объеме ВВП такая продукция занимает, и как мы в этом плане выглядим на фоне других стран? 

Ковхуто Андрей Марленович 

- Экологическая сертификация – один из важных элементов государственной политики в области охраны окружающей среды. Она направлена на защиту интересов государства, общества и его граждан в сфере окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия. Объектами экологической сертификации в настоящее время являются система управления окружающей средой и оказание услуг в области охраны окружающей среды. Что касается экологической сертификации продукции – мы на пути ее становления в нашей стране. В Беларуси начата работа по созданию системы экологической маркировки продукции, которая будет распространяться на непищевую продукцию бытового назначения. Для создания национальной системы экологической маркировки продукции изучены системы экологической маркировки Европейского союза, Германии ("Голубой ангел"), стран Скандинавии ("Северный лебедь") и др. Ведется работа по определению методов установления количественных и качественных показателей экологических критериев к продукции, а также методов определения типов непродовольственных продуктов, к которым могут быть применены экологические критерии. Национальная система экомаркировки будет соответствовать принципам международных стандартов ИСО, обеспечивать прозрачность процедуры экологической сертификации. Мы видим, что экологическая маркировка продукции выступает в качестве одного из главных инструментов экологической политики, ориентированного на развитие рынка. Она может стать серьезным стимулом для предприятий республики, улучшит их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. 
 

Версия для печати Все новости