Обеспечение радиационной безопасности остается приоритетом для Беларуси, особенно в свете строительства собственной АЭС. Отслеживается обстановка и в зоне влияния атомных электростанций стран-соседей, в том числе Чернобыльской АЭС. Специалисты по радиационному мониторингу получают данные круглосуточно, ситуация находится под постоянным контролем. О результатах наблюдений в 2022 году и о том, повлиял ли ввод первого энергоблока Белорусской атомной электростанции (БелАЭС) на радиационный фон, рассказал заместитель начальника Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды Минприроды Александр Трусов.
Автоматизированная система
В Беларуси существует автоматизированная система контроля радиационной обстановки (АСКРО), которая обеспечивает в непрерывном режиме получение информации с автоматических пунктов измерения. Эти пункты находятся в зоне потенциального влияния атомных электростанций сопредельных стран – Игналинской, Ровенской, Чернобыльской, Смоленской. Также АСКРО работает в районе БелАЭС.
«Данная система обеспечивает информацией республиканские органы государственного управления для принятия в случае необходимости неотложных мер по реагированию на чрезвычайные ситуации. По результатам работы АСКРО могу сообщить, что за 2022 год у нас не фиксировались случаи превышения установившихся мощностей дозы гамма-излучения. Бывают моменты, когда происходят колебания радиационного фона в пределах допустимого, но это нормальное явление», – отметил Александр Трусов.
Многолетние наблюдения
Помимо работы АСКРО, в Беларуси на 120 пунктах проводится радиационный мониторинг, основанный на многолетних наблюдениях. Он охватывает всю территорию страны. «За 2022 год Белгидромет провел более 20 тыс. измерений различных параметров. Уровень радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха в пунктах наблюдения соответствовал установившимся многолетним значениям. В Брагине и Славгороде фиксируются значения, немного превышающие норму, но они также установились на протяжении долгого времени», – обратил внимание заместитель начальника Белгидромета.
По его словам, радиационная обстановка на водных объектах в 2022 году также оставалась стабильной. Среднее содержание цезия и стронция было значительно ниже референтных уровней содержания радионуклидов в питьевой воде. «Вместе с тем следует отметить, что в воде реки Нижняя Брагинка наблюдается более высокое содержание радионуклидов по сравнению с другими реками. Это обусловлено тем, что ее водосбор находится на территории зоны отчуждения Чернобыльской атомной электростанции», – добавил Александр Трусов.
Он также подчеркнул, что результаты радиационного мониторинга почвы свидетельствуют о стабильности радиационной обстановки на территориях, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. По его словам, они не показывают отклонений от многолетних процессов или новых тенденций, связанных с наличием радионуклидов в почве.
Радиационный мониторинг в районе воздействия БелАЭС
В период сооружения Белорусской атомной электростанции измерения были направлены на определение «нулевого фона» – исходного состояния окружающей среды до запуска станции. С момента физического пуска первого энергоблока радиационный мониторинг уже призван фиксировать возможные изменения. Отслеживается ситуация не только на площадке БелАЭС, но и в зоне наблюдения (12,9 км). Предусмотрен как автоматизированный, так и лабораторный контроль.
«Сравнительный анализ результатов многолетних наблюдений показывает, что превышений каких-либо параметров по радиационному фону не фиксируется», – подчеркнул Александр Трусов.
Отсутствие изменений в тенденциях многолетних наблюдений радиационного мониторинга атмосферного воздуха, поверхностных вод и почвы позволяет сделать вывод: ввод первого энергоблока БелАЭС не оказал влияния на радиационную обстановку в стране, заявил представитель Белгидромета.