Переговоры по защите озонового слоя прошли в Минске с нынешними и будущими членами Таможенного Союза с целью исполнения положений Монреальского протокола

03.04.2014

Переговоры прошли в рамках встречи контактной группы, посвященной последствиям вступления  иных стран в таможенный союз между Беларусью, Казахстаном и Россией. Таможенный Союз между Беларусью, Казахстаном и Россией образован 1 января 2010 года. Он был учрежден в качестве первого шага на пути формирования более всеобъемлющего экономического альянса для его членов. Государства-члены планируют продолжение экономической интеграции. 19 ноября 2011 года страны-члены учредили совместную комиссию по содействию более тесным экономическим связям, планируя создание Евразийского Союза к 2015 году. С 1 января 2012 года три государства являются единым экономическим пространством с целью развития дальнейшей экономической интеграции. Евразийская экономическая комиссия является регулирующим органом Таможенного Союза и Евразийского экономического сообщества.
В настоящее время Армения, Кыргызстан и Таджикистан рассматривают вступление в Таможенный Союз. Поскольку между членами Таможенного Союза отсутствует пограничный и таможенный контроль, то мониторинг трансграничного перемещения озоноразрушающих веществ (ОРВ) и отчетность по потреблению ОРВ могут стать проблематичными.
Помимо этого, Армения и Кыргызстан являются Сторонами статьи 5 Монреальского протокола, классифицируются как развивающиеся страны, и имеют иные, менее жесткие графики сокращения потребления озоноразрушающих веществ, отличные от графиков стран с переходной экономикой (Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан). Таким образом, вступление этих стран в Таможенный союз может привести к проблемам мониторинга торговли озоноразрушающими веществами, отчетности по их потреблению и может потенциально привести к несоблюдению Сторонами, в том числе и государствами-членами Таможенного Союза, положений Монреальского протокола.
Также вступление Армении, Кыргызстана, Таджикистана и других стран в Таможенный союз  может вызвать ситуацию, в которой подконтрольные вещества, все еще законно доступные в этих странах будут уже запрещены в нынешних государствах-членах Таможенного союза.
В настоящее время Казахстан готовит новое законодательство и намерен ввести квоты на импорт ГХФУ и бромистого метила с целью соблюдения положений Монреальского протокола. Введение таких квот может вызвать затруднения в контроле их перемещения внутри Таможенного союза без создания соответствующей системы.
Виталий Кулик, первый заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Санака Самарасинха, постоянный представитель ООН/ПРООН в Беларуси открыли заседание и приветствовали участников. Встреча была организована Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с Региональной озоновой сетью Европы и Центральной Азии (ЕЦА) ЮНЕП и партнерскими организациями ПРООН и ЮНИДО. Встреча финансировалась тремя агентствами в рамках проектов, утвержденных Многосторонним фондом и Глобальным экологическим фондом.
Делегации нынешних членов Таможенного Союза между Беларусью, Казахстаном и Российской Федерацией и делегации перспективных будущих членов – Армении, Киргизстана и Таджикистана в течение трехдневных интенсивных обсуждений в рамках пленарных и двухсторонних рабочих групп выработали ряд рекомендаций и действий по исполнению положений Монреальского протокола, относительно обязательной отчетности по импорту, экспорту, производству и ликвидации ОРВ, относительно обязательных национальных систем лицензирования импорта / экспорта любых ОРВ и ограничений на торговлю ОРВ с не-Сторонами Монреальского протокола.
Во время встречи представители секретариата Венской Конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой (Озоновый секретариат (Найроби)) разъяснили обязательства Сторон согласно Монреальскому протоколу. Эксперт ЕС по вопросам политики (Варшава) поделился сведениями об отличительных особенностях ЕС как единственной региональной экономической интеграционной организацией. Координатор региональной озоновой сети Европы и Центральной Азии (Париж) рассказал о статусе незаконной/нежелательной торговли ОРВ в регионе и ознакомил с предварительным обоснованным согласием (iPIC) – добровольным правоохранительным механизмом по предотвращению незаконного/нежелательного перемещения ОРВ на этапе выдачи лицензий.
Национальный озоновый центр Турции дистанционно представил электронную систему мониторинга перевозок ОРВ, а также регистрации и лицензирования торговцев, сервисных компаний и конечных пользователей ОРВ в Турции.
Эксперты ПРООН (Братислава) и ЮНИДО (Вена) рассказали о своих проектах и деятельности в разных странах. Делегация Евразийской экономической комиссии (Москва) представила законодательство Таможенного Союза в части исполнения Монреальского протокола.
Делегация Казахстана сообщила, что до настоящего времени не может начать процедуру подписания трехстороннего Соглашения о перемещении озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции и учете озоноразрушающих веществ при осуществлении взаимной торговли государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, как не-Сторона Пекинской поправки к Монреальскому протоколу, но вместе с тем сообщила участникам встречи, что нижняя палата парламента на этой неделе согласилась ратифицировать поправку. Передача юридического инструмента в депозитарий ООН в Нью-Йорке ожидается вскоре после утверждения в верхней палате парламента.
Важной темой обсуждения был вопрос о том, понадобится ли Армении и Кыргызстану менять свой статус развивающейся страны (статья 5) при вступлении в Таможенный Союз. Это явилось бы значительным последствием для их стратегий поэтапного выведения ГХФУ и прав на получение финансовой поддержки от Многостороннего фонда. Было достигнуто взаимопонимание по поводу того, обе страны могут сохранить свой нынешний статус до тех пор, пока Таможенный Союз не станет региональной экономической интеграционной организацией и ратифицирует Монреальский протокол как не-Сторона статьи 5, как это сделал Европейский Союз.
Участники встречи достигли понимания, что нужны усилия по гармонизации  национального законодательства Армении и Кыргызстана с законодательством о нетарифном регулировании Таможенного Союза и это включает запреты на импорт/ограничения на оборудование и продукты содержащие ОРВ/зависящего от ОРВ. Импорт такого оборудования и  продукции в Таможенном Союзе запрещен с 1 января 2013 года и если потенциальные страны-члены сочтут преждевременным введение таких торговых запретов на момент вступления, они могут запросить Евразийскую экономическую комиссию об изъятиях по ввозу такого оборудования на территорию государств новых членов Таможенного Союза на определенный переходной период. Однако для этого в Армении и Кыргызстане понадобится внедрить механизм  предотвращения ре-экспорта такого оборудования и продукции в нынешние страны-члены Таможенного Союза.
Участники встречи приняли рекомендации, включающие вопросы налаживания комплексного информационного обмена для упрощения обмена информацией между компетентными органами по разрешениям и разрешенным объемам торговли ОРВ в пределах и за пределами Таможенного Союза, обзор уголовных и административных санкций за незаконный оборот ОРВ, оборудования и продукции, содержащих ОРВ/зависящих от ОРВ, активное применение и обновление контактной информации в неформальном предварительном обоснованном согласии (iPIC), учреждение национальных систем мониторинга перемещений ОРВ, оборудования и продукции, содержащих ОРВ/зависящих от ОРВ, и необходимости определения национального органа по надзору за перевозками такого оборудования и продукции по стране. Прочие предложенные меры включают ограничение импорта ОРВ, оборудования и продукции, содержащих ОРВ/зависящих от ОРВ (и возможно прочих хладагентов) через определенные пункты пропуска и пресечение демпинга б/у оборудования в развивающихся странах (статья 5) – будущих членах Таможенного Союза, так как подобное оборудование может устареть в развитой стране-члене (статья 2). Полный перечень рекомендаций будет обнародован на английском и русском языках на вебсайте ЕЦА (см. ниже).

Документы встречи, включая повестку дня, концепцию, список участников, основные тезисы и презентации см. на вебсайте EЦA: www.unep.org/ozonaction/ecanetwork/

Учитывая, что в Республике Беларусь существуют процедуры выдачи лицензий/разрешительных документов на ввоз/вывоз определенного вида товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, то рекомендации данной встречи могут быть использованы Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды для регулирования  ввоза/вывоза следующих товаров: озоноразрушающие вещества; опасные отходы; коллекции и предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии, кости ископаемых животных; отдельные виды минерального сырья; информация о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья; дикие живые животные, отдельные дикорастущие растения и дикорастущее лекарственное сырье; редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных и дикорастущих растений, их части и (или) дериваты, включенные в красные книги Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Также рекомендации данной встречи могут быть использованы иными органами государственного управления для регулирования  ввоза/вывоза товаров, включенных в перечень товаров к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.


Контактные лица
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси
Андрей Пилипчук, начальник департамента
an.pilipchuk@gmail.com

ПРООН, отдел Монреальского протокола/химические вещества
Максим Сурков, специалист
maksim.surkov@undp.org
Этьен Гонин, аналитик
etienne.gonin@undp.org

ЮНЕП DTIE «ОзонЭкшн»
Халварт Коппен, координатор региональной сети
halvart.koppen@unep.org

проект ЮНИДО/GEF
Юрий Сорокин, специалист по промышленному развитию
y.sorokin@unido.org

Версия для печати Все новости