Правовые основы обращения с отходами определены в Законе Республики Беларусь «Об обращении с отходами», который направлен на уменьшение объемов образования отходов и предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, а также на максимальное вовлечение отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья.
Справочно:
Согласно Закону Республики Беларусь «Об обращении с отходами» государственное регулирование и управление в области обращения с отходами осуществляют: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы в пределах их компетенции, определенной законодательством.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее - Минприроды) осуществляет меры по реализации единой государственной политики в области обращения с отходами и координирует деятельность иных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами, за исключением координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами.
Система обращения с отходами в Республике Беларусь ориентирована на соблюдение принципа приоритетности использования отходов по отношению к их захоронению и на их вовлечение в гражданский оборот.
В настоящее время в Республике Беларусь функционируют 7 мусороперерабатывающих заводов в пяти областных центрах (города Брест, Гомель, Гродно, Могилев, Минск) и двух городах областного подчинения (Барановичи и Новополоцк), а также 80 линий по сортировке и досортировке коммунальных отходов.
По итогам 2019 года уровень использования твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) составил порядка 23%, что в 2,5 раза больше уровня использования ТКО в 2010 году.
Но уже в ближайшей перспективе, планируется достичь 64% использования коммунальных отходов, а к 2035 году данный показатель должен быть не менее 90%. Эти показатели предусмотрены Национальной стратегией по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь, с учетом внесенных в нее изменений.
Основой достижения таких индикаторов послужит ряд взаимоувязанных технологических решений, таких как:
- совершенствование существующей системы раздельного сбора отходов, включая внедрение депозитно (залоговой) системы обращения одноразовой потребительской упаковки;
- создание межрайонных объектов по обращению с коммунальными отходами, включая внедрение технологий компостирования, а также энергетического использования отходов (использование RDF-топлива в цементной промышленности или сжигание коммунальных отходов для получения тепловой и электрической энергии).
В соответствии с Концепцией создания объектов по сортировке и использованию твердых коммунальных отходов и полигонов для их захоронения, утвержденной Правительством Республики Беларусь 23 октября 2019 г. № 715, на территории Республики Беларусь к 2030 году предусмотрено создание сети из 30 межрегиональных современных объектов по обращению с ТКО для их сортировки, использования, а также экологически безопасного захоронения, в том числе одного объекта по энергетическому использованию ТКО для
г. Минска.
Так, в настоящее время завершено проектирование региональных объектов в г. Барановичи и г. Бобруйске. В стадии проектирования находится региональный объект в г. Орше.
Завершается строительство мусоросортировочного завода в г. Витебске мощностью 100 тыс. тонн в год.
Ведется разработка предпроектной (предынвестиционной) документации на строительство регионального комплекса по обращению с ТКО для г. Новополоцка, г. Полоцка, Полоцкого, Ушачского и Россонского районов.
Начаты работы по проектированию и строительству Гомельского регионального комплекса по обращению с ТКО. В составе комплекса запланировано строительство завода по переработке отходов мощностью 230 тыс. тонн ТКО в год.
Продолжается строительство второй очереди мусоросортировочного завода в г. Гродно, предусматривающей производство из коммунальных отходов RDF-топлива для цементной промышленности.
В январе 2020 г. на полигоне ТКО в г. Крупки Минской области запущена стационарная линия сортировки ТКО мощностью до 5 тыс. тонн/год. Ведутся пуско-наладочные работы линии сортировки ТКО на полигоне ТКО дер. Лесище Слуцкого района. Планируется введение в эксплуатацию линии сортировки на полигоне ТКО г. Копыль.
В июле 2020 г. в г. Минске на УП «Экорес» на полигоне ТКО «Тростенецкий» введены в эксплуатацию дополнительные сортировочные мощности коммунальных отходов производительностью 15 тыс. тонн в год.
Одновременно со строительством объектов по сортировке ТКО в целях снижения вредного воздействия отходов и продуктов их разложения на окружающую среду, а также в целях оптимизации системы обращения с отходами, продолжается работа по поэтапному сокращению количества объектов захоронения ТКО, не соответствующих требованиям законодательства. Так, за последние пять лет общее количество мини-полигонов уменьшилось более чем в 2,5 раза. Только в 2019 году было закрыто и рекультивировано 345 объектов захоронения ТКО. В рамках реализации республиканского Плана мероприятий по наведению порядка на земле за 9 месяцев 2020 года 188 выведенных из эксплуатации мини-полигонов ТКО, что составило 31.4 % от общего количества мини-полигонов в республике и 83,5 от запланированного задания на 2020 год. Работы по закрытию всех мини-полигонов планируется завершить к 2022 году.
Уровень использования традиционных видов вторичных материальных ресурсов (далее - ВМР) (отходы бумаги и картона, стекла, пластмасс, резиносодержащих отходов, включая изношенные шины), образующихся в промышленном секторе, в среднем по республике составляет свыше 94%:
- отходов бумаги и картона – 94,7 %;
- отходов стекла – 94 %;
- отходов пластмасс – более 90 %;
- резиносодержащих отходов, включая изношенные шины – 97,81%.
Данный уровень использования отходов производства обеспечен такими действенными механизмами, как осуществление Минприроды административных процедур в отношении субъектов хозяйствования по выдаче разрешений на хранение и захоронение отходов производства, в которых одним из особых условий является недопущение захоронения отходов, являющихся ВМР, и согласованию инструкций по обращению с отходами производства, в которых устанавливаются требования о необходимости передачи ВМР на использование, а также контроль со стороны Минприроды и его территориальных органов за соблюдением субъектами хозяйствования требований законодательства об обращении с отходами, в том числе по недопущению захоронения ВМР.
По вопросу о соблюдении законодательства об обращении с отходами при эксплуатации объектов захоронения отходов проведено
4 274 обследований объектов захоронения ТКО, в результате которых было выявлено 3 611 фактов нарушений правил эксплуатации объектов захоронения ТКО. По фактам выявленных нарушений требований эксплуатации объектов захоронения ТКО к административной ответственности привлечено 305 виновных лиц. Общая сумма наложенных штрафов составила свыше 214 тыс. рублей.
За захоронение вторичных материальных ресурсов к административной ответственности привлечено 529 виновных лиц, сумма взысканий – более 260 тыс. рублей, составлено 51 предписание, выдано 798 рекомендаций, направлено 494 информационных письма. За 9 месяцев 2020 года территориальными органами Минприроды было выявлено 1609 случаев захоронения ВМР.
Кроме того, было выявлено 13 312 факта размещения отходов вне санкционированных мест. За данные нарушения к административной ответственности привлечено 1270 виновных лица, сумма взысканий составила 445,9 тыс. рублей. По фактам выявленных нарушений составлено 312 предписаний, выдано 7 411 рекомендаций, направлено 4 422 информационных письма об устранении выявленных нарушений. В результате принятых мер ликвидировано свыше 94 процентов несанкционированных мест размещения отходов, по остальным фактам ведутся работы по их устранению.