Разъяснение по применению на практике постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 2010 г. № 1739  и постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 61

28.01.2011

Разъяснение по применению на практике постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 2010 г. № 1739 "О лимитах на природопользование, внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 октября 2008 г. № 1379 и признании утратившими силу постановлений Совета Министров Республики Беларусь" (далее – Постановление № 1739) и постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 61 "О лимитах на природопользование и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 февраля 2005 г. № 11 и от 12 мая 2009 г. № 25"(далее – Постановление № 61).

Согласно статье 9 Водного Кодекса Республики Беларусь местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в области использования и охраны вод утверждают лимиты водопользования в пределах своих полномочий.

Согласно статье 13 Кодекса Республики Беларусь о недрах местные Советы депутатов в области использования и охраны недр в пределах своей компетенции утверждают лимиты добычи (изъятия) общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод.

Согласно статье 12 Закона Республики Беларусь "Об обращении с отходами" местные исполнительные и распорядительные органы в области обращения с отходами в пределах своей компетенции утверждают собственникам отходов производства по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства.

Таким образом, для установления лимитов на природопользование следует подготовить:
- решение исполнительного комитета об утверждении лимитов на добычу (изъятие) вод из поверхностных источников, в том числе по целям водопользования, сброса сточных вод в окружающую среду, хранения и захоронение отходов производства. Рекомендуемая форма прилагается;
- решение Совета депутатов об утверждении лимитов добычи подземных вод, в том числе по целям водопользования  и лимитов добычи общераспространенных полезных ископаемых. Рекомендуемая форма прилагается.

Согласно пункту 5 постановления № 1739 с 1 января 2011 года из перечня административных процедур, совершаемых Минприроды исключена процедура согласования природопользователям лимитов водопользования и лимитов хранения и захоронение отходов производства, поскольку при наличии согласованных разрешений на специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – природоохранные разрешения) дополнительное согласование объемов допустимого воздействия на окружающую среду является излишним. В связи с чем, при наличии у природопользователя природоохранных разрешений, действующих на 1 февраля года, на который устанавливаются лимиты, лимиты водопользования, хранения и захоронения отходов считаются согласованными территориальными  органами Минприроды. При этом приравнивание лимитов к объемам, указанным в природоохранных разрешениях упрощает количество и сроки совершения административных процедур, поскольку природоохранные разрешения действуют, как правило, в течение 5 лет, что позволит создать предсказуемые на среднесрочный период условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, с учетом требований природоохранного законодательства.

Согласно абзацу третьему пункта 1 постановления № 1739 лимиты водопользования по областям и городу Минску устанавливаются равными суммарным объемам сбросов сточных вод в окружающую среду, добычи (изъятия) вод, установленным природопользователям областей и г. Минска в разрешениях на специальное водопользование.

Учитывая тот факт, что из Налогового кодекса Республики Беларусь с 1 января 2011 года исключена норма о 15- кратном платеже за сверхлимитные сбросы сточных вод в окружающую среду, хранение и захоронение отходов производства (статья 207 в новой редакции), установление каких – либо дополнительных количественных ограничений на сброс сточных вод, хранение и захоронение отходов производства помимо установленных в разрешении на специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства, является нецелесообразным. Считаем достаточным в решениях исполнительных комитетов продублировать нормы абзаца третьего пункта 1 постановления № 1739 и указать, что каждому природопользователю лимиты сброса сточных вод утверждаются равными объемам сбросов, установленным в разрешении на специальное водопользование, выданном территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и нормы пункта 5 Инструкции о порядке разработки, согласования и установления лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства, утвержденной Постановлением №61, указав, что каждому природопользователю лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства утверждаются равными объемам хранения и захоронения отходов производства, установленным природопользователям в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства, выданном территориальным органом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В отношении добычи (изъятия) природных ресурсов – полезных ископаемых и в их числе подземных вод, а также поверхностных вод, в статье 213 Налогового кодекса Республики Беларусь предусматривается взимание налога в 10 – кратном размере установленной ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов за превышение установленных лимитов (объемов) добычи (изъятия) природных ресурсов, либо добычу (изъятие) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством лимитов (объемов). В этой связи установление количественных ограничений является важной составляющей регулирования рационального природопользования. При этом согласно пункту 8 Инструкции о порядке разработки лимитов добычи полезных ископаемых, утвержденной Постановлением № 61, для каждого природопользователя годовые лимиты добычи полезных ископаемых не должны превышать объемы:
- добычи подземных вод по целям использования, установленные в разрешениях на специальное водопользование, выданных территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды;
- добычи общераспространенных полезных ископаемых, установленные в ежегодных планах развития горных работ, согласованных с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Объемы воды, добыча (изъятие) которых разрешена водопользователю, в том числе по целям использования вод указаны в разрешении на специальное водопользование оформленном согласно приложению 1 к Инструкции о порядке оформления и регистрации разрешений на специальное водопользование утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 9 июля 2010 № 31 (далее- Постановление № 31). В случае, если водопользователь осуществляет водопользование в соответствии с разрешением, выданном до вступления в силу Постановления № 31, ему надлежит обратиться в территориальный орган Минприроды для внесение изменений и дополнений в разрешения на специальное водопользование и выдачи решения по новой форме на новом бланке при этом срок действия разрешения и его номер не изменяется. Административная процедура бесплатная, ее порядок определен в пункте 44 Перечня административных процедур, осуществляемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и его территориальными органами в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 октября 2007 года № 1379, осуществляется в срок 15 дней  на основании заявления и документов и (или) сведений, подтверждающих необходимость внесения в разрешение на специальное водопользование изменений и (или) дополнений. Следует указать разбивку объемов добычи(изъятия)  вод по  целям, определенным в Налоговом кодексе Республики Беларусь, а именно добыча (изъятие) поверхностной и подземной воды:
- для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и работников организаций;
- организациями и индивидуальными предпринимателями для производства продукции животноводства и растениеводства, организациями и их обособленными подразделениями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по производству продукции рыбоводства;
- пресных и минеральных для производства алкогольных, безалкогольных, слабоалкогольных напитков и пива
- для иного использования.

Указанная разбивка объемов добычи вод по целям использования необходима для обеспечения: рационального использования вод, контроля и пресечения фактов нецелевого использования вод питьевого качества, правильной уплаты налога за добычу (изъятие) природных ресурсов и прогнозирования доходной части местных бюджетов.

В отношении лимитов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласно абзацу четвертому пункта 1 постановления № 1739 они устанавливаются равными объемам выбросов, установленным природопользователям в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Законодательством не предусматривается принятие в этой связи каких-либо дополнительных решений местных Советов депутатов или исполнительных и распорядительных органов.

Настоящее разъяснение разрешается применять безотносительно адресата.

Рекомендуемая форма решения исполнительных комитетов об утверждении лимитов
Рекомендуемая форма решения Совета депутатов об утверждении лимитов добычи (изъятия) полезных ископаемых и подземных вод 

Версия для печати Все новости