Выборы Президента Республики Беларусь

С 26 ноября по 8 декабря 2012 года в г. Доха, Государство Катар, проходила 18-ая сессия Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата и 8-ое Совещание Сторон Киотского протокола

27.12.2012

Более 11 тысяч представителей из 189 стран мира собрались в Дохе, чтобы совместными усилиями предотвратить дальнейшее антропогенное воздействие на климат и принять меры по адаптации к грозящим изменениям климата.

 Делегацию Республики Беларусь, в которую вошли представители Минприроды, МИД, Гидрометцентра и эксперты, возглавлял Олег Максюта, директор Департамента по Гидрометеорологии.

Переговоры проходили в сложной, напряженной обстановке.  Противоречия между позициями развитых и развивающихся стран преодолевались с трудом, несмотря на общую объединяющую всех цель   не допустить к 2050 году рост средней глобальной температуры более чем на 2 градуса.  Важным результатом можно считать завершение многолетней работы двух специальных рабочих групп, которые были созданы для проведения переговоров с целью подготовки юридически обязывающих международных соглашений по двум направлениям: созданию долгосрочных мер сотрудничества в рамках Конвенции и внесению поправок в Киотский протокол на его второй период (с 2013 по 2020 годы).

В целом следует отметить, что главная задача прошедшей сессии выполнена.  Было решено приступить к практической реализации договоренностей, достигнутых в Дурбане, касающихся промежуточного климатического урегулирования, то есть запустить второй период обязательств по Киотскому протоколу и начать разработку всеобъемлющего юридически обязывающего климатического соглашения, которое придет на смену Киотскому протоколу, с его вступлением в силу в 2020 году.
Делегация Беларуси активно работала на всех переговорных площадках, участвуя в контактных группах, многосторонних и двухсторонних неформальных консультациях с делегациями многих других стран, обсуждая свои предложения на многочисленных встречах с руководителями рабочих групп, других делегаций, самим Председателем Конференции и его представителями.

Как мы и ожидали, в Дохе в рамках специальной рабочей группы по созданию долгосрочных мер сотрудничества не по всем вопросам повестки дня были приняты конкретные решения.  Многие наиболее противоречивые вопросы были переданы на рассмотрение вспомогательных органов Конвенции.  По вопросам текущей и будущей помощи развивающимся странам после жарких споров принятые решения не содержали никаких новых конкретных цифр и оценок.
В тоже время, Стороны приняли решение, инициированное и предложенное Республикой Беларусь от имени стран с переходной экономикой, о том, что эта группа стран до 2020 года освобождаются от обязательств предоставления финансовой помощи развивающимся странам.  Республика Беларусь также внесла предложение о продлении до 2017 года рамочных обязательств многосторонних фондов по оказанию помощи странам с переходной экономикой в повышении потенциала.  Такое решение, вместе с принятым ранее решением в Дурбане об оказании нам финансовой и технологической помощи, создает условия для усиления климатической политики и реализации стратегии низкоуглеродного устойчивого развития страны.

Стороны решили, что вновь созданная переговорная площадка   специальная рабочая группа по Дурбанской платформе действий   на данной и ближайшей сессии будет работать в формате круглых столов, чтобы собрать идеи и предложения по дальнейшей работе над новым климатическим юридически обязывающим документом, который должен быть подготовлен к 2015 году и вступить в силу в 2020 году, и основным его принципам.  Работа круглых столов планировалась вестись по двум направлениям: принципы нового соглашения на период с 2020 г. и условия для повышения амбиций по сокращению выбросов всех стран до 2020 г.  Решено, что проект нового соглашения должен быть подготовлен Сторонами к концу 2014 года.

Специальная рабочая группа по Киотскому протоколу подготовила несколько вариантов поправок к Киотскому протоколу, которые будут определять режим второго периода обязательств на 2013-2020 годы.  Несмотря на уже шестилетний срок ведения переговоров, Стороны не смогли преодолеть полярные мнения по ряду вопросов, таким как длина второго периода обязательств, принятие более амбициозных количественных обязательств, правовые вопросы, связанные с получившимся разрывом между двумя периодами, доступ к механизмам гибкости и перенос излишка квот первого периода на второй.  Переговоры в течение первой недели также не принесли результатов.  Специальная рабочая группа по Киотскому протоколу исчерпала свой мандат и завершила свою работу, а эти вопросы были перенесены на политический уровень   министры от групп стран и альянсов под руководством председателя Конференции должны были принять решение.

Предложенные таким кворумом решения в основном устроили многих.  В частности, длина второго периода обязательств будет 8 лет (с 2013 по 2020 годы) с периодическим пересмотром обязательств и упрощением процедуры принятия повышенных обязательств.  Именно об этом всегда выступала Беларусь.  Приняты заявленные Республикой Беларусь ее количественные обязательства по ограничению и сокращению выбросов.

Одновременно были предложены решения и поправки в ряд пунктов статьи 3 Киотского протокола, которые вызывают у нас беспокойство.  В частности, механизм совместного осуществления и торговля квотами будет действовать только для стран, имевшим доступ к этим механизмам в первом периоде, в котором Беларусь не участвовала.  Принципы доступа к этим экономическим инструментам и правила движения углеродных единиц для таких стран как Беларусь и Казахстан будут определяться позднее.

Существенно изменен принцип определения квот на основе взятых страной количественных обязательств, что вызывает у нас озабоченность.  Странам с переходной экономикой, имеющим тенденцию к росту выбросов из-за опережающих темпов развития, предлагается вплоть до 2020 года установить ежегодную квоту, не превышающую ежегодные выбросы в 2008-2010 годах.  Для Республики Беларусь подобное требование подразумевает ограничение ее экономического роста, и это вызвало заявления со стороны нашей делегации о неприемлемости такого подхода.  Дело в том, что, несмотря на то, что уже в течение последних 15-ти лет страна показывает самые высокие темпы снижения энергоемкости ВВП и удвоила за тот же период использование возобновляемых источников энергии, высокие темпы роста ВВП неминуемо ведут хоть и к небольшому (1-2% в год), но росту выбросов парниковых газов.

Нельзя не отметить серьезные нарушения правил процедуры принятия решений, сопровождавшие заключительный этап работы конференции.  При голосовании было объявлено о принятии поправок к Киотскому протоколу консенсусом, в то время как Российской делегацией был поставлен вопрос по порядку ведения и выражен протест, указывающий на то, что фактически было проигнорировано мнение как минимум трех сторон Конвенции и Киотского протокола (России, Украины и Беларуси).
Республика Беларусь, руководствуясь своей политикой приверженности целям и принципам Конвенции, внимательно изучит принятые решения с финансово-экономической, правовой, экологической и внешнеполитической точек зрения.  Мы будем принимать решение, основанное на всестороннем анализе потенциала доступных мер по выполнению новых условий и обязательств, которые изложены в принятых на Конференции поправках к Киотскому протоколу, а также долгосрочные цели нашей политики в области предотвращения антропогенных изменений климата.

Версия для печати Все новости