Уже более 300 образовательных учреждений изучают вопросы биоразнообразия, энергосбережения, водосбережения, обращения с отходами, качества атмосферного воздуха, а также организуют информационно-экологические мероприятия в рамках образовательного проекта «Зеленые школы». На базе некоторых «Зеленых школ», выбранных по конкурсу в 2019 году, в каждой области были организованы Клубы экологического мониторинга.
В 2020 году все Клубы экологического мониторинга, а также некоторые другие учреждения, реализующие образовательный проект «Зеленые школы», получили специальное оборудование для ведения экологического мониторинга: снегомерные рейки, метеостанции, pH-метры, кондуктометры, газоанализаторы и осадкосборники.
Инновационным инструментом для мониторинга стало не только оборудование, но и специально разработанная и запущенная в 2020 году электронная онлайн-платформа для сбора и обработки данных
eco-school.by.
На сайте находится электронный дневник экологических наблюдений, куда члены клубов экологического мониторинга и учащиеся «зеленых школ» регулярно вносят параметры с метеостанций и параметры, измеряемые при помощи газоанализаторов, кондуктометров и снегомерных реек.
Эта платформа экологического мониторинга объединяет в единую сеть 18 метеостанций по всей Беларуси, работающих на базе «зеленых школ», а также отображает данные 53 автоматических метеостанций Белгидромета.
На eco-school.by база всех таких наблюдений доступна любому посетителю. Таким образом, реализовано одно из важнейших прав, описанных в Орхусской конвенции – право человека на доступ к экологической информации.
Метеоданные можно экспортировать из электронной платформы и использовать для построения простых экстраполяций температуры, влажности, направлений ветра для формирования с учащимися простейших прогнозов погоды на ближайший день или ближайшие несколько часов.
Данные контроля сред совместно с данными направления ветра можно использовать, например, для фиксации пролета облака, содержащего какие-либо включения или вобравшего в себя какие-либо выбросы.
Некоторые способы использования данных может подсказать Белгидромет. Но самое главное – идеи по использованию данных могут предлагать и сами «Зеленые школы».
Методист отдела экологической работы Клуба экомониторинга на базе Брестского областного центра туризма и краеведения детей и молодежи, Лысенко Наталья Васильевна, рассказывает: «В работу по метеонаблюдениям вовлечены учащиеся всех возрастов и каждому находится занятие по силам. Конечно, более серьезные измерения и более сложную работу мы поручаем выполнять детям среднего и старшего школьного возраста. Больше всего детям нравится работа с Рн-метром, кондуктометром и другим оборудованием. Эти приборы позволяют более наглядно видеть изменения в атмосферных осадках, работа с ними не занимает много времени, а измерения можно проводить самостоятельно.
Мы на практике выяснили, что несмотря на то, что рядом с нашим центром проходит железная дорога, превышений по содержанию тяжелых металлов в атмосферных осадках или концентрации СО в атмосфере нет, все показатели в пределах нормы.
Собранные данные мы используем для составления графиков и диаграмм погодных условий, которыми активно пользуемся. Например, мы сравниваем количество выпавших осадков за прошлый и этот год, а с учетом этой информации рассматриваем внешние признаки растений. Дети самостоятельно делают вывод, что в засушливые месяца растения менее яркие и крупные.
Работа с метеорологическим оборудованием действительно увлекла детей и значительно повысила их познавательный интерес. Измеряя параметры окружающей среды, учащиеся приобретают актуальные знания и осваивают способы практической деятельности. Особое значение имеют знания климатических условий именно своей местности».
Проект «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне», финансируемый ЕС и реализуемый ПРООН в партнерстве с Минприроды оказывает содействие в вовлечении общественности к разработке и реализации экологической политики, а также к мониторингу экологических рисков, в том числе посредством обмена экологической информацией.