В Беларуси значительное внимание уделяется вопросам минимизации вредного воздействия производства на окружающую среду, развитию ресурсоэффективного и чистого производства. Кроме этого, принимается большое количество различных программ и стратегий для экологии страны. Недавно в Послании белорусскому народу и Национальному собранию глава государства еще раз подчеркнул важность развития производств по переработке отечественного сырья для укрепления экономического суверенитета страны. Начальник главного управления экологической политики, международного сотрудничества и науки Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Татьяна Конончук рассказала на пресс-конференции об экономике замкнутого цикла, важности «зеленого кредитования» и результатах работы отрасли в этом направлении.
Какие программы и документы разработаны в Беларуси для развития зеленой экономики
Экологическое развитие Беларуси идет вразрез с развитием Европейского союза, где несколько лет назад была искусственно актуализирована климатическая повестка и звучали громкие заявления об отказе от углеродного сырья, а теперь увеличиваются до максимума его добыча и сжигание угля. Беларусь последовательно, комплексно и системно реализует экологическую политику, отметила Татьяна Конончук. «За последние 20 лет в 2,5 раза уменьшен объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сточных вод на единицу продукции ВВП. В два раза снижена энергоемкость ВВП. Это результат совместных усилий государства, природопользователей и граждан», – рассказала она.
Меры по обеспечению экологической безопасности и благоприятного качества окружающей среды предусмотрены программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 – 2025 годы и другими государственными программами, такими как «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов», «Белорусский лес», «Энергосбережение», «Комфортное жилье и благоприятная среда». Помимо этого, важен и национальный план действий по развитию зеленой экономики на 2021 – 2025 годы – это комплексный документ, который реализуется по 12 направлениям с участием 48 заинтересованных госорганов и организаций.
Среди концептуальных документов – разработка Стратегии развития экономики замкнутого цикла в Республике Беларусь до 2035 года. Проект Стратегии уже разработан Минприроды совместно с Минэкономики и другими заинтересованными. В настоящее время он дорабатывается с учетом замечаний, поступивших от госорганов и организаций.
Помимо этого, в Беларуси разрабатывается Стратегия долгосрочного развития страны с низким уровнем парниковых газов до 2050 года, развиваются механизмы «зеленого финансирования» и ряд других не менее важных направлений, таких как развитие электротранспорта, зеленого строительства, экологического туризма и органической продукции.
«Со стратегической точки зрения большое значение имеет модернизация производств всех отраслей экономики, сохранение научной школы и кадров. С целью комплексного предотвращения и контроля загрязнения окружающей среды для конкретных предприятий требуется выбор подходящих технических методов, в том числе для очистки сточных вод, отходящих газов, переработки отходов», – отметила специалист.
В 2022 году Центром по наилучшим доступным технологическим методам Минприроды была продолжена работа по информированию предприятий и организаций о преимуществах развития национальной системы НДТМ, оказана техническая помощь по оценке и практическому применению разработанных шести национальных справочных руководств. Кроме этого, продолжено сотрудничество с уполномоченными организациями Российской Федерации и Республики Казахстан. ЕЭК рассматривается предложение по выработке общих подходов по внедрению НДТП в промышленном секторе государств – членов ЕАЭС. В этом году работа продолжается, добавила представитель Минприроды.
Экономика замкнутого цикла для снижения потребления
Одним из важнейших направлений обеспечения снижения потребления всех видов сырьевых и топливно-энергетических ресурсов является экономика замкнутого цикла. «По экспертным оценкам, к модели, основанной на экономике замкнутого цикла, в нашей стране пока относятся около 10% предприятий. Тем не менее белорусские предприятия заинтересованы в циркулярной трансформации, видя в ней дополнительные возможности повышения эффективности и расширения рынков сбыта», – рассказала Татьяна Конончук.
Проект Стратегии экономики замкнутого цикла до 2035 года включает пять приоритетных отраслей: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство и сферу услуг. Сегодня уровень использования вторичных материальных ресурсов (ВМР), образующихся в промышленном секторе страны, составляет уже 90% и более.
Приоритетным в определении дальнейшего использования ВМР является создание торговой площадки или платформы. «Мы предусматриваем это как одну из мер в проекте Стратегии экономики замкнутого цикла. Эта платформа позволит объединить участников, которые могут выступать в роли как продавца, так и покупателя. На такой площадке будут представлены исключительно ВМР: восстановленные подержанные товары, побочные продукты и отходы производства. Конечно, это наиболее практично развивать в свободных экономических зонах, где большое количество предприятий, и отходы одного предприятия могут быть сырьем другого. В связи с этим важно понимать, какие отрасли нуждаются во вторсырье, и какие сегодня есть инновационные разработки, позволяющие минимизировать углеродный след и повысить экологичность выпускаемой продукции», – констатировала начальник управления.
Также она выразила уверенность в том, что потребление должно быть осознанным. «Поведение должно быть индивидуальным, выбранным конкретным человеком или производителем. Думаю это уже аксиома: чем чаще люди передвигаются пешком или пользуются велосипедом, тем меньше вредят окружающей среде и улучшают свое здоровье», – отметила Татьяна Конончук.
Минприроды и другими госорганами задействованы различные подходы по повышению информированности потребителей в области экологически ответственного потребления. В прошлом году было подписано соглашение о сотрудничестве по снижению использования пластика с ОАО «Евроторг» и Белорусским республиканским союзом потребительских обществ. Распространяются информационно-образовательные материалы по вопросам зеленой экономики, создается соцреклама. Также в различные программы вузов и организаций при повышении квалификации работников включаются вопросы развития зеленой экономики.
Государственные стандарты и «зеленое финансирование»
Для сохранения конкурентоспособности национальной экономики требуется оперативно внедрять стандарты экологичности, сказала специалист. Эта работа проводится Государственным комитетом по стандартизации. «В прошлом году утвержден государственный стандарт, устанавливающий требования к экологической маркировке продукции. Также для формирования общего концептуального подхода к экономике совместного потребления в прошлом году подготовлен проект госстандарта «экономика совместного потребления», – отметила она.
Реализация принципов зеленой экономики требует значительных объемов инвестиций в новые технологии. Для их привлечения необходимо создать благополучные внутренние условия, предполагающие функционирование в стране эффективной системы «зеленых» финансов. «Зеленое финансирование» предоставляется на более привлекательных условиях, чем коммерческое.
В мире достаточно много различных форм «зеленого финансирования». «Например, в России утверждены критерии проекта устойчивого развития и требования к системе верификации, в Казахстане – классификация «зеленых» проектов, подлежащих финансированию через «зеленые» облигации и кредиты. Эти подходы также легли в основу проекта национальной таксономии, подготовленного Министерством финансов совместно с заинтересованными в прошлом году. В настоящее время проект постановления находится в Правительстве для утверждения», – рассказала Татьяна Конончук.
«Это позволит предприятиям выходить с «зеленым» проектом на различные рынки капитала. Система «зеленого финансирования» формируется на базе национального законодательства и будет соответствовать международным стандартам, в том числе стандартам стран-членов ЕАЭС», – заключила представитель Минприроды.
По ее словам, пока на белорусском финансовом рынке присутствуют лишь отдельные элементы «зеленого кредитования». «Если говорить про реализацию этого направления в рамках национального плана в прошлом году, то банками, лизинговыми организациями осуществлялось финансирование из различных источников и с помощью различных инструментов. В 2022 году профинансировано уже 17 «зеленых проектов», – сказала Татьяна Конончук.