Беларусь и Россия обсудили возможность организации совместной работы по вопросам борьбы с изменением климата

27.05.2021
«Экология планеты - устойчивое развитие». Под таким девизом в Петербурге открылся IX Невский международный экологический конгресс, который проходит на площадке Таврического дворца. 

Новая климатическая политика и экономика замкнутого цикла, управление водными и лесными ресурсами, экотуризм, проблемы Арктики, «зелёные» финансы и вопросы экологической безопасности. И это далеко не полный спектр тем, которые обсуждают участники конгресса. 

Приглашены сотни делегатов, в том числе и делегация от Республики Беларусь, которую возглавил Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Худык. 

Также с белоруской стороны в IX Невском международном экологическом конгрессе принимают участие: 
  • Лариса Лукина – заместитель начальника главного управления экологической политики, международного сотрудничества и науки – начальник отдела международного сотрудничества Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь; 
  • Иван Приходько – Директор, ГУО «Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь; 
  • Ольга Шабайлова – начальник управления правового обеспечения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь; 
  • Наталья Гринцевич – Директор, Государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов». 

В числе иностранных гостей - руководители международных организаций, спикеры парламентов, известные эксперты и активисты экологических движений. Сопредседатели оргкомитета форума - председатель верхней палаты парламента Валентина Матвиенко и вице-премьер Виктория Абрамченко. 

27 мая 2021 года на полях конгресса Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Худык встретился с Советником Президента Российской Федерации, специальным представителем Президента Российской Федерации по вопросам климата Русланом Эдельгериевым и обсудил возможность организации совместной работы по вопросам борьбы с изменением климата. 

Сегодня климатическая повестка дня направлена на недопущение повышения среднемировой температуры более чем на 2 градуса Цельсия по отношению к доиндустриальному периоду. 

Стороны Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Парижского соглашения к ней приняли и принимают более амбициозные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, вплоть до достижения углеродной нейтральности, чтобы предотвратить «необратимую точку отсчета» в отношении изменения климата. 

Каждое государство с учетом своей доли в общемировой вклад выбросов парниковых газов и своего социально-экономического развития принимает меры по выполнению обязательств. Однако, как отметил глава природоохранного ведомства, вызывает обеспокоенность тот факт, формы содействия устойчивому развитию и борьбе с изменением климата могут носить достаточно двойственный характер. 

«Европейский парламент принял резолюцию «О совместимом с правилами Всемирной торговой организации механизме трансграничного углеродного регулирования Европейского союза», которая должна вступить в силу не позднее 1 января 2023 г. Указанный механизм является частью «Зеленой сделки» Европейского союза, которая создает стимул для декарбонизации отраслей европейской промышленности и торговых партнеров ЕС, что будет способствовать достижению углеродной нейтральности выбросов парниковых газов в соответствии с целями Парижского соглашения. Механизм будет охватывать весь импорт товаров, входящих в сектор энергетики и энергоемкие сектора промышленности», - заявил Андрей Худык. 

Рынок ЕС является вторым по величине потребительским рынком в мире, и это ставит его в уникальное положение в качестве глобального законодателя стандартов. Основные риски, которые связаны с введением указанного механизма, – использование протекционизма, то есть защиты интересов собственного бизнеса, а также дискриминация, при которой не учитываются интересы и специфика социально-экономического развития стран – партнеров ЕС. 

В ходе встречи Министр подчеркнул, что Республика Беларусь придает важное значение борьбе с изменением климата и максимально принимает усилия на национальном уровне по сокращению выбросов парниковых газов. 

«Беларусь выполняет свои международные обязательства на национальном уровне по сокращению выбросов парниковых газов. В первом национальном определяемом вкладе Беларусь заявила о сокращении выбросов на 28% до 2030 года по сравнению с 1990 годом. Второй национально определяемый вклад, который составит 35% до 2030 года к уровню 1990 года с учетом сектора «Землепользование, изменения в землепользовании и лесное хозяйство (ЗИЗЛХ)» и без привлечения дополнительного финансирования», - обозначил глава природоохранного ведомства. 

В соответствии с обязательствами по Парижскому соглашению Правительство Республики Беларусь осуществляет План мероприятий по реализации положений Парижского соглашения, мероприятия которого способствуют не только успешному выполнению международных обязательств Республики Беларусь в области изменения климата, но и позволяют поступательно решать такие стратегические задачи, как внедрение инновационных энергоэффективных разработок, обладающих высокой добавленной стоимостью; увеличение энергоэффективности, объема потребления собственных энергетических ресурсов и потребления электроэнергии; снижение выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферный воздух и др. 

Также Министр проинформировал Руслана Эдельгериева о работе по увеличению лесистости страны. 

40 % территории Республики Беларуси покрыто лесами, 9 % территории – особо охраняемые природные территории. Принимаются меры по дальнейшему сохранению водно-болотных угодий и экологической реабилитации торфяников. Беларусь готова сделать больше в таких областях, как энергетика, промышленность, транспорт, строительство и сельское хозяйство. 

Беларусь концентрирует внимание на мерах по адаптации и развитию потенциала энергоэффективности, охране и восстановлению лесных насаждений, водно-болотных территорий, продвижению экологических инициатив. 

Самостоятельно предпринимаемые меры Беларуси являются достаточными для выполнения взятых на себя обязательств. Однако, экспертная и финансовая помощь международных институтов позволит существенно увеличить вклад Беларуси в достижение глобальных климатических целей, осуществлять более амбициозные стратегии и планы действий в области предотвращения изменений климата. 

Андрей Худык отметил, что глобальное климатическое регулирование необходимо сделать компромиссным, учитывающим интересы и уровень развития разных стран. 

«Недопустимо, чтобы оно становилось отражением одной точки зрения. Очевидно, что ограничение конкуренции и установления барьеров в сфере торговли под предлогом решения вопросов климатической повестки может привести к отрицательному результату в решении вопросов защиты климата и достижения устойчивого развития для ряда государств, включая Беларусь», - резюмировал Министр. 

Глава природоохранного ведомства предложил Советнику Президента рассмотреть возможность организации совместной работы по вопросам борьбы с изменением климата по линии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. В частности, объединить усилия делегаций Республики Беларусь и Российской Федерации в выработке позиции по финансовым механизмам статьи 6 Парижского соглашения в ходе 26-й Конференции Сторон РКИК ООН, а также организовать обмен опытом по решению вопроса введения механизма трансграничного углеродного регулирования ЕС в области создания системы учета углеродных единиц; мониторинга, отчетности и верификации углеродного следа в промышленной продукции; применения низкоуглеродных технологий.      


Версия для печати